Вероятность попасть под сектантское влияние увеличивают следующие личностные особенности: поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям; затруднения в самовыражении, «поиске себя»; желание стать посвященным, отделиться от «невежественных», т. е. от остальных, от толпы; душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость, в том числе временно сниженная (например, после развода, при болезнях близких, потери близких и т. п.); переживание одиночества, незащищенности; • восприятие своей жизненно*} ситуации как трудной. Весьма существенный фактор — мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни. Смысл жизни найти непросто. Известный психотерапевт В. Франкл считает, что за него человек должен бороться всю жизнь. Часто его можно обрести лишь через страдания. Далеко не всем понятно, почему для обретения смысла своего существования необходимы страдание, работа над собой, преодоление в себе одних качеств, желаний, стремлений и — развитие других. Нельзя ли найти готовые решения? И человек ищет готовые решения. Но готовые решения не подходят — тот или иной смысл жизни может быть лишь относительно универсальным. У сложной проблемы не может быть простого решения, но часто слишком велико желание найти его. Склонность найти простое решение сложной задачи довольно живуча в человеке. Желание лечиться (самому активно противодействовать болезни), исправляться (самому себя перестраивать) возникает реже, чем желание искать кого-то, кто вылечит, исправит. Съесть таблетку легче, чем делать что-нибудь с собой, проявляя упорство, настойчивость. Стремление найти таблетку родственно тяге к магическому, к верованиям в сверхъестественные силы, признанию их влияния на человека, его поведение, чувства и мысли. В основе этого — нежелание, неспособность и/или отсутствие навыка принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор, привычка уходить от проблемы, склонность к самообману. Психиатрам и психотерапевтам хорошо известно, что подавляющее большинство нынешних пациентов уже успели полечиться у магов и колдунов различного толка. В самом деле, обсуждая свои проблемы с психологом или психотерапевтом, нужно упорно размышлять, быть искренним и откровенным, рисковать увидеть себя (или показать себя) не с лучшей стороны. Всего этого можно избежать, если оплатить снятие сглаза, порчи, выравнивание ауры и т. д. Эти услуги дорогие, но ведь здоровье еще дороже. Немалому числу людей свойственны долгие поиски жизненных целей. Анализ и обдумывание вариантов не дают желаемого результата. Нередко принятию решения способствует эмоциональная встряска — знакомство с яркой идеей, встреча с харизматической личностью. Этот момент может стать поворотным — трата энергии на поиск прекращается, все силы направляются на движение к цели. Чаще в деструктивные культы попадают студенты и молодые служащие с высшим образованием. Среди них много тех, кто увлекался религиозной философией, обращался к православию, но не оказался под его устойчивым влиянием. Сказывается общая атмосфера в стране и обществе: туманные общественные идеалы и принципы, социальная напряженность, коррупция и преступность. Вносят свой вклад и средства массовой информации: «всеядность», неразборчивость в способах расширения своей аудитории. ...Любящая бабушка, начитавшись распространенной ныне литературы о потусторонних силах, убила своего единственного внука: ей показалось, что мальчик — бесенок, и «ей был дан сигнал свыше избавить мир от зла». ...Трое молодых людей в Воронеже убили свою 20-летнюю полружку: они были уверены, что девушка — «киборг» (кибернетический организм). ...В Оренбурге брат вместе с дипломированной экстрасенешей изгонял бесов из своей сестры, замучив ее до смерти. А потом 40 дней сидел возле разлагающегося трупа, ожидая «воскрешения». Подобных историй много зафиксировано в Государственном центре судебной и социальной психиатрии им. В. П. Сербского. Об этом сообщила газета «Аргументы и факты» (1995, № 36). В странах, где выше социальная, экономическая, политическая стабильность, реже встречаются психозы, в основе которых лежит внушение, менее распространена вера в магическое. Усиление веры в магические силы действует как защитный механизм для избавления от повышенной тревоги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Личностные особенности, снижающие сопротивляемость» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»