Каким же образом человек может оказаться добровольным рабом группы? Вербовщики Джима Джонса (лидера секты «Народный храм») просили на улицах Сан-Франциско помочь им всего лишь в течение пяти минут заклеивать конверты. Разумеется, у Джонса было кому заклеивать конверты. Просто человек, сделавший что-нибудь (пусть малозначительное) и услышавший благодарность или похвалу, готов на что-то большое для тех, кому он помог. Отказать очень трудно, если тебя просят о пустяковой помощи. Затем откликнувшихся просили сделать что-нибудь немного большее. Потом их помощь становилась регулярной и все более серьезной. Люди не замечали того момента, когда они теряли самостоятельность и становились «винтиками» в организации. Сначала в упомянутой секте денежные взносы были делом добровольным. Затем Джонс освятил обязательное 10%-ное отчисление от доходов, вскоре возросшее до 25%. В конце концов он приказал членам секты отдавать ему все, что они имеют. Трудовая повинность также неуклонно возрастала. Одна из участниц его секты вспоминала: «Никогда ничего не делалось резко. Поэтому Джиму Джонсу и удалось столь многое. Вы постепенно уступали и постепенно сносили все больше и больше, но это всегда происходило очень последовательно. Это было поразительно, потому что иногда сидишь и думаешь, как же далеко я в действительности зашла. Я и в самом деле уступила слишком во многом. Но Джонс делал это так так медленно, что вам казалось: "Раз уж я зашел так далеко, так какая же, в конце концов, разница?"» Таким образом, стратегией усиления влияния часто выступает постепенность в углублении отношений. Никому не хочется показаться невежественным и ограниченным, когда тебе «от всей души» предлагают узнать что-то новое и интересное. Трудно не согласиться поговорить с человеком всего несколько минут. Коварство стратегии в том, что начало порабощения не выглядит отпугивающе. Главное для вербовщиков — установить контакт и заманить на свою территорию. Там, по ходу семинара, лекции, обсуждения фильма или музыкальных произведений на вас будет направлено групповое влияние, противостоять которому очень трудно. Задача для первого шага — возбудить любопытство. На улице об основных положениях культа разговор не начинают. Начало вербовки Ловцы новых душ не останавливают прохожих со словами: «Здравствуйте! Мы — из секты Виссариона. Вы, наверное, хотели присоединиться к нам». Напрасно спрашивать вербовщиков: «Кто вы?». Редко можно получить четкий ответ. Могут, например, сказать: «Мы изучаем Библию», «Мы помогаем людям найти смысл жизни», «Мы стремимся помочь людям избавиться от их проблем» или еще что-нибудь привлекательное, но туманное. Но, скорее всего, улыбнутся в ответ или подарят взгляд, прощающий вашу наивность и ограниченность. Используются следующие приемы для вступления в первоначальный контакт: бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации; бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы; предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения; психологическая поддержка в трудной ситуации (сочувствие, избавление от одиночества); предложение принять участие в экологическом форуме, (гуманитарном семинаре, группе самосовершенствования и т. д.), адресованное лично вам. Новые знакомые рекламируют захватывающие перспективы исцеления от недугов и развития скрытых способностей. Они знают, что у многих людей потребность в сохранении здоровья особенно остра. Часто «для расширения кругозора» и поддержания контакта предлагают религиозную, мистическую или оккультную литературу, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т. д.). Большие собрания людей неплохо срежиссированы, в них умело вплетены магические моменты. В толпе у человека усиливаются древние стадные инстинкты, ослабевает разумная регуляция и критическое отношение к происходящему.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стратегия порабощения» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»