Духовное, душевное (психическое, ментальное) и телесное бытие человека неразрывны. Слияние этих трех сфер человеческого существа создает его уникальность как космического явления. Любой значимый процесс индивидуального бытия имеет свои проявления в каждой из них. Экзистенциальный вакуум (термин В. Франкла), душевная (психическая) опустошенность и тягостные телесные ощущения (витальная тоска) могут быть одним и тем же явлением, но раскрытым с разных сторон и по-разному описанным. Какое проявление цо-ставить в центр внимания, а какое рассматривать как связанное с ним, зависит от выбора предмета и целей исследования. Ошибочно оценивать какое-то из них как более значимое или более достоверное, чем другие. В аспекте психологии здоровья первостепенное значение имеет осознание своего состояния, субъективная картина здоровья. Отношение к здоровью и болезни, когнитивные и эмоциональные компоненты этого отношения имеют важное значение в сохранении здоровья и преодолении болезни. В. Н. Мясищев и А. Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследования механизмов заболеваний и терапевтического процесса. В психотерапии и западной, и восточной ориентации (включая восточные оздоровительные системы) изучению осознания состояний, способам их управления уделялось значительно больше внимания, чем в психологии. В соответствующих разделах психологии не нашли еще достойного места многие аспекты осознания состояний, влияния на них особенностей восприятия себя, принятия и оценки себя как личности, своих социально-психологических характеристик, в том 'числе важнейших, к которым Б. Г. Ананьев относил статус, роли, направленность, ценностные ориентации. Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, экономическое, гуманистическое значение. Решаться она может только совместными усилиями политиков, ученых многих отраслей знания, практиков. В настоящее время в решении этой междисплинарной проблемы доминируют медицинский и социологический подходы. Во множестве исследований выявлены факторы риска заболеваний, проведен сопоставительный анализ здорового и неправильного образа жизни, доказана опасность последнего. Получаемые в них данные необходимы для выработки организационных принципов здравоохранения на общегосударственном уровне, они расширяют эмпирическую базу медицинской науки, дают знания для санитарного просвещения. Проводимая просветительская работа — пропаганда здорового образа жизни, призывы, предостережения — ведет к накоплению информации у некоторой части населения, но знания лишь опосредованно могут изменять поведение индивида, в том числе и в области сохранения собственного здоровья. Ценности здоровья могут быть, по выражению Л. С. Драгунской (1989), «знаемыми» ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми и усвоенными. То есть человек может относиться к ним индифферентно, поскольку они отдалены от его главных проблем. Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ори-ентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения личности образует система ценностных ориентации, цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Ядов, 1975). Исследованию этих важнейших психологических феноменов поведения личности, направленного на сохранение здоровья, уделяется очень мало внимания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Субъективная картина здоровья и болезни» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»