Результаты исследования мотивации потребления алкоголя с помощью методики МПА по всей группе исследованных больных представлены в таблице 5 и рисунке 1. В диаграмме представлено процентное распределение суммарных балльных оценок мотивов потребления алкоголя по группам: социально-психологические, личностью
Рис.1. Диаграмма процентного распределения суммарных балльных оценок мотивов потребления алкоголя у больных алкоголизмом психологические и собственно алкогольные мотивы. Из рисунка 1 видно,что в целом по группе у больных преобладают мотивы социально-психологические и личноетно-психологические , собственно алкогольные мотивы представлены значительно меньше. Распределение типов мотивов внутри этих подгрупп (табл.5), показывает, что наиболее высокие средние значения имеются по шкалам традиционных, гедонистических и атарактических мотивов; собственно алкогольные мотивы представлены в основном "похмельной" мотивацией. Такое распределение мотивов в общей структуре мотивации потребления алкоголя по данным автора методики (Завьялов в.ю., 1988) является типичным для больных алкоголизмом и отражает общую мотивационную структуру этого потреб-Табл.5. Средние значения балльных оценок мотивов потребления алкоголя по всей группе исследованных больных (п=110 чел)
ления на данном этапе заболевания. В целом данные отражают высокий уровень мотивации приема алкоголя за счет личностных потребностей, реализующихся при "посредничестве" алкоголя, которые маскируются традициями и "питейными обычаями". Сравнение этих результатов с некоторыми клиническими признаками показало следующее. Не было выявлено никаких различий между средними значениями балльных оценок, сравниваемых по типам течения болезни. Сравнение же подгрупп с различной скоростью формирования ААС продемонстрировало большую выраженность аддик-тивных мотивов в подгруппе с наибольшей скоростью формирования ААС (5,8 баллов, при скорости формирования ААС менее чем за 4 года и 3,8 баллов, при скорости формирования ААС более чем за 8 лет), что закономерно отражает влияние выраженного влечения к алкоголю на скорость формирования ААС. При сравнении подгрупп с различной формой пьянства мотивами потребления алкоголя значимо различающими эти подгруппы оказались субмиссивные (отражают подверженность влиянию давления оказываемого в референтной группе), которые наибольших величин достигли в подгруппе с непостоянным пьянством (9,0) по-сравнению с остальными подгруппами (постоянная форма 6,8, псевдозапойная 5,5, запойная 5,3) (р<0,01). Последнее свидетельствует по-видимому о том, что непостоянная форма пьянстеэ, является более доброкачественным вариантом течения болезни и поэтому в ней в большей степени, чем в остальных представлена группа социально-психологических мотивов, тогда как более тяжелые формы - постоянная и запойная - больше связаны с личностно-психологическими и собственно алкогольными мотивами. В процессе исследования была выявлена также зависимость мотивации потребления алкоголя от длительности заболевания и числа госпитализаций. Результаты сравнений по этим признакам отражены в таблицах 6 и 7. Табл.6. Зависимость представленности различных мотивов потребления алкоголя от длительности заболевания
Как видно из таблицы 6, начало заболевания характеризуется большей представленностью почти всех социально-психологических и всех личностно-психологических мотивов по-сравнению с другими подгруппами. Это подтверждает мнение ряда авторов (Братусь B.C., 1988; Немчин Т.А.,Цыцарев СВ., 1989 и др.) о разнообразии мотивов потребления алкоголя на начальной стадии заболевания и о сужении их спектра и все большим преобладанием собственно алкогольных мотивов по мере его развития. Как видно из таблицы 7, число госпитализаций, которое оказалось связано с длительностью заболевания, в целом отражает то же уменьшение представленности социально-психологических и ной структуре потребения алкоголя в наибольшей степени пред-ставлены традиционные мотивы, а также другие мотивы социально-психологической группы. Из личностно-психологических мотивов "наибольшим весом" обладают мотивы гедонистические и мотивы гиперактивации поведения. В подгруппе же с многократными госпитализациями общая балльная оценка всех задействованных мотивов значительно меньше, при этом распределение и личностно-психологических и социально-психологических мотивов одинаково незначительно. В подгруппе с повторной госпитализацией, в которую, в основном, попали больные со средней длительностью заболевания, наравне с другими значительно представлены и "похмельные" мотивы, величина которых отражает большую "задействованность" этой мотивации в период расцвета заболевания.
При сравнении балльных оценок видов мотивов по длительности ремиссии после обследования, оказалось, что срыв в течение первого полугодия произошел у тех пациентов, в структуре мотивации которых преобладали атарактические мотивы и мотивы самоповреждения. Выраженность этих мотивов у них по-сравнению больными, с ремиссией более полугода после обследования была значительно выше (атарактические мотивы 9,8 и 6,5 соответственно, и мотивы самоповреждения 4,1 и 1,5)(р<0,05). Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что результаты обследования по этой методике в первую очередь продемонетриро-вали зависимость от динамики течения болезни, ее длительности. Они показали изменчивость мотивационной структуры потребления алкоголя, которая проявляется не столько общим ростом мотива-ционного напряжения в процессе развития болезни, сколько перераспределением удельного веса мотивов потребления алкоголя в общей структуре мотивации, снижением значимости социально-психологических мотивов и постепенным преобладанием мотивов лич-ностно-психологических и собственно алкогольных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование мотивации потребления алкоголя» з дисципліни «Ставлення до хвороби і механізми психологічного захисту у хворих алкоголізмом»