Цель - снятие нервно-эмоционального перенапряжения, ускоре- ние восстановительных процессов в организме, ритмическая и эмо- циональная настройка учащихся, усиление оптимизации и координи- рованности и выразительности движений. Применяется чаще всего на занятиях по сценическому движению.*
Задача - используя музыку в качестве фона или с функциональной целью настройки, активирования или успокоения, усилить в степени психологический эффект психорегуляции. Отсюда понятно, что музы- ка используется как дополнительное, а не основное, решающее звено в системе психорегуляции.
Методика зависит от конкретного вида творческой деятельности, а также от индивидуального опыта личности ("на вкус и цвет друзей нет"). Все же можно путем социо- и психологического опроса выя-
Методика разработана спортивным психологом Б.Каджаспировым.
вить предпочтительную музыку и составить какую-то общую програм- му.
Практика - возможно применение музыки для озвучивания учебно- трениравочных занятий, что и является приемлемым и, пожалуй, наиболее частым видом использования ее. Можно использовать "сле- довую" тренировку, когда акгер воспроизводит в памяти понравив- шийся ему мотив как для настройки, так и для снятия утомления. Характер музыки и цели при этом различны. Музыку следует ис- пользовать в тех частях учебно-тренировочного занятия, которые не требуют активного внимания учащегося, чтобы не отвлекать его, например, от разучивания новых элементов. К таким часгям занятий относится совершенствование автоматизированных технических дей- ствий в основной и заключительной части занятия (разминки, про- бежки). а) Встречная музыка
Начинается за пятнадцать минут до учебного занятия, кончается по сигналу начала занятия.
Цель - поднять настроение: эмоционально возбудить учащихся и отключить от нежелательных психологических помех, привнесенных с улицы, настроить на предстоящие занятия. Музыка должна быть насыщена бодрыми, энергичными ритмами, написанными в быстром темпе - аллегро или в умеренном темпе модератто. Возможно ис- пользование песен, несущих смысловую нагрузку. Например: "Трус - не играет в хоккей" (А.Пахмутова на слова С.Гребенникова и Н.Доб- ронравова).
б) Музыка врабатывания
начинается через пять-семь минут после сигнала о начале заня- тия, аккорды строятся на мажорном (большой терции) звучании и продолжается минут двадцать в подготовительной части занятий. Цель - настройка двигательного анализатора на рабочий ритм учеб- но-тренировочного процесса. В целях ускорения врабатывания пред- почтительный темп аллегро, виво (виваче), престо; модератто, более быстрые мелодии и метроритмические акценты предназначены для выполнения их на фоне подскоков, бега, специальных и темповых упражнений.
Вначале музыка дается с понятным текстом, а затем на иностран- ном языке, чтобы не отвлекать от занятия или музыка без слов (ин- струментальная). Музыка продолжает свое воздействие через ритм, активирующий психомоторику учащихся. Здесь могут применяться следующие произведения песенного жанра (данные психолога Б.Кад- жаспирова): "Шагает гвардия спортивная" (музыка Сигизмунда Каца, слова В.Малкова) или песенка велосипедистов (музыка Тримелоса, слова П.Вяткина), "Червона рута" (В.Ивасюк). Иностранные песни ("Когда я покидаю Кубу" или "Облади-Облада") Дж.Леннона и П.Мак- картни, "Пой гитара" (Т.Попа), Инструментальные - Весенняя прогул- ка (Уоррен),Танцуй со мной (Лебик-Чолик), Плясовой напев (А.Вла- димирцов, Глеб Горбовский).
в) Лидирующая музыка применяется один раз в неделю во из- бежание перенасыщения и лишь тогда, когда педагог предлагает выполнить какой-нибудь прием подряд несколько десятков раз для совершенствования автоматизированного компонента сознательной деятельности. Продолжительность звучания - десять минут.
Цель - использование музыки в качестве ритмостимулятора или в качестве приятного звуколидера, к которому студенты приспосабли- вают свою ритмику для отработки движений, музыкальные ритмы подбираются и психологом в зависимости от рисунка выполняемых действий и от темпа работы. Произведения, чтобы не отвлекать внимания, даются в инструментальной обработке, музыка является как бы фоновой, в этом ее функциональное значение - она должна быть приятна и легка для слуха, но требовать внимания на уровне непроизвольности его, тембр приятный, а громкость несколько ниже уровневой. Произведения:
Калинка (инстр. обработка нар.песни) Хоппель-поппель (Петерсон) Халли-галли (Х.Оппенгеймер) и др. г) Успокаивающая музыка
Цель - снятие утомления, достижение нейро-седативного эффек- та, должна быть спокойной, мелодичной с мягким музыкальным ри- сунком - пенье птиц, шелест колосьев, весенняя капель, журчание ручья, шум моря, водопада.
Мелодия в темпе "ларго", "ленто", "адажио", "анданте"; хорошо сочетается пенье птиц или музыка раннего преклассицизма (Пер- селл, Бах, Вивальди), классицизма (Бах) с релаксацией или сугге- стией.
д) Заключительная (провожающая) музыка Длительность 10-15 минут, после принятия душа и до ухода сту- дентов с занятия.
Цель - ускорение процессов восстановления, переключение вни- мания. Темп - анданте, модератто, мелодия должна быть насыщена свежей диатоникой, с активными живыми метроритмическими ак- центуациями, можно использовать и песни, марши - "Не плачь дев- чонка" (В.Шаинский, В.Харитонов), "Свободный вечер" (Д.Тухманов, М.Ножкин).
Различают следующие варианты назначения функциональной му- зыкальной психорегуляции:
а) Музыкальное сопровождение. Соответствующий музыкальный материал используется для вызывания установки на воображение ситуаций или используется как фон с функциональным назначением музыки.
Например, Григ - 1 часть сюиты из музыки к "Пер Гюнту" или Вивальди - скрипичные концерты.
б) Эксплоративная музыка - в основном грустно-лирическая, на- правленная на вскрытие (эксплорацию) задержанных эмоций. Бетхо-
вен - концерт для скрипки с оркестром. Шуберт - неоконченная сим- фония.
в) Лирико-медитативная музыка для размышлений и сосредото- чения.
Например, Шопен - центральные части фортепианных концертов и ноктюрнов, Прокофьев - 7 симфония, 1 и III части.
г) Коммуникативная функциональная музыка - это групповое про- слушивание музыкальных произведений, направленных на поддержку взаимных контактов, взаимопонимание и доверие в группе. Совмес- тное прослушивание и публичное переживание могут быть источни- ком обмена эмоциональными впечатлениями, преодоления ранее бывшего недоверия, обнаружения сковывающихся ранее эмоций напряженности.
Характер произведений связан с позитивными активирующими эффектами: например, Дворжак - 9 симфония, II часть.
д) Психорегулируюшая музыка чаще используется при релакса- ции или в качестве сопровождения аутогенной тренировки. Для это- го достигается музыка в умеренном темпе, лирикоромантическая или спокойная.
Бах - прелюдии и хоралы, органные фуги Моцарт - "Маленькая ночная серенада" Большую умиротворенность и успокоение вызывали следующие произведения:
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»