Еще в донаучную эру становления психотерапии можно найти свидетельства использования самовнушения в медицинской и зна- харской практике. История исследования самовнушения вначале не отделяла его от любого внушения вообще. Мансийская школа стави- ла самовнушение на первое место и категорически утверждала, что вообще нет внушения без самовнушения.
Русское естествознание изначально удалилось от мистики и фор- мировалось в рамках естественнонаучного материализма уже в XVIII столетии. А.Н.Радищев, например, указывал: "Напряжение мыслен- ности отвлекает от телесности и делает человека способным на пре- одоление трудов, болезней, всего того, над чем тело изнемогает". Основоположник русской медицины С.Г.Зыбелин еще в 1877 году писал: "Дисциплинированный разум покоряет себе в послушание тело, и сколько бы тело природой или служением чему-нибудь не склонно было, оно, наконец, обессиливает и принуждено будет усту- пить оному победу". Победа дисциплинированного разума над теле- сными недугами закономерна, и этот факт аргументирует необходи- мость применения методов самовнушения для регуляции телесного нездоровья.
В конце прошлого и в начале XX столетия за рубежом Бернгейм и Леви, Куэ и Бодуэн, а у нас в России - В.А.Манассеин, Я.А.Боткин, В.М.Бехтерев стали основоположниками научного становления само- внушения как метода психотерапии. Огромный резонанс получили книги Куэ "Суггестия и аугосуггестия" (1925), а особенно "Школа самообладания путем сознательного самовнушения" (1924), в кото- рых показана большая клиническая эффективность самовнушения.
Автор формулирует четыре исходных положения своей школы: 1. В борьбе между волей и силой воображения побеждает после- дняя.
2. Мощь силы воображения прямо пропорциональна примененно- му напряжению воли.
3. Воля и воображение, действуя одновременно, резко усиливают эффект самовнушения.
4. Сила воображения подчиняется управлению и обучению. Выс- казанные Куэ соображения, несмотря на их противоречивость и не вполне научную достоверность, оказались полезными для разработ- ки конкретных методических приемов самовнушения. Если указанные авторы учили "азбуке" самовнушения, то В.М.Бехтеревым уже разра- ботана конкретная методика так называемого "просоночного" само- внушения.
Немецкий врач психоневролог Иоганнес Шультц в начале нашего столетия, посетив Индию, ввел в клиническую практику разработан- ную им методику аутогенной тренировки, которая в последующем претерпела ряд модификаций. Методика прогрессивной мышечной релаксации Э.Джейкобсона дает, например, возможность быстрого получения эффекта расслабления мышц не столько на основании самовнушения, сколько в силу деконтрактации мышц после напряже- ния.
В настоящее время аутогенная тренировка - хорошо известный лечебный и профилактический метод самовнушения, основанный на мышечном расслаблении, практиковавшийся на Востоке еще в древ- ние времена в качестве средства отдыха и восстановления сил.
Возросший культурный уровень современного человека, рост его самосознания вносит существенную поправку в отношение человека к медико-психологическим акциям вплоть до "реакции протеста" против ощущения "марионеточности" личности в гипнотических воз- действиях. Это сказывается и на отношении к непосредственному проведению методик внушения. Рост культуры и самосознания лич- ности нашего современника диктует необходимость увеличения воз- можности применения в различных видах осмысленного самовоздей- ствия на личность человека и через нее на весь организм, в связи с чем возрастает интерес к аутогенной тренировке при некотором снижении веры в могущественность гипноза при всей силе его ле- чебного воздействия. Механизм саморегуляции.
Действенность самовнушения возможна лишь при определенных физиологических условиях мышечного расслабления и некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в связи с чем формируются "зоны рапорта", дающие возможность активного применения словес- ных формулировок в условиях, благоприятствующих реализации вто- росигнального самовоздействия. В силу возникающего при мышеч- ной релаксации расширения сосудов, ослабления бодрствования мозговой коры самоинструкция получает на фоне тормозной коры
неодолимое влияние на всю кору, на вегетативные подкорковые об- разования, РФ (ретикулярную формацию) ствола мозга, на нижеле- жащие элементы и на весь организм в целом. Этим объясняется возможность с помощью аутогенной тренировки при соответствую- щем опыте обучения повлиять как на психическое состояние человека (например, улучшить настроение), так и на вегетативно-сосудистые проявления, регуляцию артериального давления, и на энергетичес- кий уровень организма (РФ мозга). Показания к AT.
Профессор В.Е.Рожнов (1978) дает перечень показаний и проти- вопоказаний к применению AT. Как видно из этого перечня, методика аутогенной тренировки практически не имеет противопоказаний и применяется широко как у здоровых лиц для профилактию) нервно- психического перенапряжения и как средство повышения умственной и психической работоспособности, так и с лечебной целью, особенно при функциональных расстройствах нервной системы и внутренних органов. Однако не рекомендуется применять ее с лечебной целью без медицинского контроля. Не следует заниматься самостоятельно лицам, имеющим склонность к резкому понижению артериального давления, перенесшим в течение последних шести месяцев тяжелые обострения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной киш- ки, перенесшим в прошлом серьезную травму черепа или при появ- лении каких-то необычных неприятных ощущений, не описываемых в рамках AT. Относительным противопоказанием является скептичес- кое отношение к AT, отсутствие четко очерченных задач и отрица- тельная настроенность к обучению этой методике.
В процессе обучения AT контролируются показатели артериально- го давления, сосудистого тонуса и кожной температуры, ритм дыха- ния и частота сердечных сокращений. Как правило обучающиеся AT при посредстве этих данных убеждаются в том, что она может выз- вать у человека не только субъективное ощущение тепла, но и повли- ять на изменение кожной температуры, которая повышается при внушении себе тепла на коже тыла кисти на несколько градусов (в среднем на 34 градуса по Цельсию) . Варианты AT.
Аутогенная тренировка называется поихотонической в случае, если она направлена на изменение тонуса нервной системы и организма в целом. Самовнушение в виде психотонического воздействия может проявляться у некоторых занимающихся в варианте нейрососудис- той тренировки, при которой эффект оказывается более выражен- ным при вызывании тепла в руке с расширением сосудов, что явля- ется профилактикой их спастического состояния. Нейрососудистый вариант помогает предохранению от этих вегетативно-сосудисты> расстройств, а когда они уже возникли, помогает излечению тако- вых. У некоторых лиц в процессе аутогенной тренировки более вы- раженным является не тепловой, а мышечнорасслабляющий эффект, оказывающий косвенное воздействие в качестве средства отдыха и
снятия мышечного напряжения и общей скованности. Это миорелак- сирующий вариант AT. Не случайно К.С.Станиславский рекомендо- вал для достижения большей психологической свободы разучивать упражнения на "снятие мышечных зажимов".
Наконец, собственно психорегулирующий эффект может сказать- ся при занятиях аутотренингом в снятии тревоги, страхов, раздра- жительности, бессонницы. Психотонический эффект отмечается при самовнушении тонизирующих ощущений "приятного озноба", про- хлады, пружинистости и т.п., что несколько поднимает и нормализует сниженное кровяное давление, повышает работоспособность и сни- мает усталость (К.И.Мировский). Некоторым лицам не противопока- заны при симптомах начавшегося переутомления и более пассивные варианты аутогенной тренировки - релаксации с произвольным рас- слаблением мышц и достижением эффекта самопогружения, от- дыха типа полудремы, во время которой организм, отдыхая, не ли- шается аутоинформации относительно своего душевного равнове- сия, хорошего настроения, бодрости и других качеств, иногда недо- стающих совершенствующейся личности, например, элементов про- грессивного мировосприятия и мировоззренческой стойкости.
Начало всякого расслабления ведется о вызывания у себя пред- ставления расслабления и тепла в мышцах, чаще в правой руке. Некоторые авторы (например, А.В.Алексеев) рекомендуют начинать с "маски" расслабления на лице. С помощью воображения либо ожив- ления "энграмм" следов когда-то ранее прочувствованного расслаб- ления и тепла человек внушает себе эти ощущения, добиваясь с каждым последующим разом все более быстрой и четкой реализа- ции внушаемого.
Правая рука - орган действия, поэтому именно с нее и полезно начинать самовнушение. В процессе эволюции она вызывала диф- ференцирование и высокое развитие перекрестной левой лобной доли мозга, в которой расположены центры речи. Поэтому, обраща- ясь к своей правой руке, тренирующийся "включает" механизм внут- ренней речи, подготавливая организм для восприятия собственных самовнушений. Ошущения потепления в правой руке или расслабле- ния в ней служат "индикаторной лампочкой" того, что нервная сис- тема "готова" для восприятия нужной информации. Образно говоря, согревая вначале правую руку, мы как бы прогреваем мотор" само- внушения. Затем следует расслабить левую руку, обе ноги, все тело. Можно перейти к мышцам лица и к саморегулированию дыхательной системы, всех внутренних органов, адресуя, в частности, внушение к сердечно-сосудистой и дыхательной системе. Самовнушением мож- но добиться спокойной безболезненной и ритмичной работы сердца, отдыха сердечной мышцы, улучшения кровоснабжения ее, выравни- вания дыхания, улучшения работы желудочно-кишечного тракта. Ре- комендуется упражняться два-три раза в день ежедневно по несколь- ко минут. При самостоятельной работе после месяца тренировки удается, как правило, реализовать основные полезные ощущения в
вызывании тепла и расслабления. Лучшее время для расслабления либо послеобеденный час, либо предсонное и просоночное состоя- ние, во время которого мозг несколько заторможен, либо еще не полностью включился в бодрствование. И то, и другое состояние создает нужный полутормозный фон для расслабления и самовнуше- ния, освобождающий рассудок от щепетильного и избыточного кри- тицизма.
Упражнения не должны сопровождаться напряжением, ощущени- ем борьбы с самим собой. Формулы не должны содержать отрица- ния чего-либо. Их следует делать в кратком положительнореалисти- ческом плане. Не надо формул типа: "я не буду раздражаться", ибо лучше реализуется позитивная характеристика состояния: "я совер- шенно спокоен". При ослаблении внимания и рассудочности полезно вызвать ощущение прохлады во лбу: "Кожу лба овевает свежий ве- терок, голова чистая, я могу сосредоточиться, не отвлекаясь от глав- ной мысли и цели". Групповая тренировка зачастую более приемле- ма, ибо успех появляется у многих, и он окрыляет тех, у кого вначале трудно получается реализация самовнушения.
Можно различать несколько вариантов реализации самовнуше- ния, и это зависит в известной степени от типа личности: у одних вначале долго не получается тепло или расслабление в правой руке, но уже когда они поверят в возможность такой реализации самовну- шения, то не бросают занятий и упорно тренируются ("не было ни гроша, да вдруг алтын"). При втором варианте легко удаются пер- вые шаги, но в середине получается некоторый спад, и лишь при волевом усилии удается получить в конце эффект реализации само- воздействия.
Что же касается самих этапов овладения AT, то усредненно у разных типов личности, "за скобку" можно вынести следующие три этапа AT.
1 этап - неустойчивая модуляция, когда внушение не удается из- за того, что мешают побочные потоки мыслей, на втором этапе - произвольного включения - удается оттеснить их и на третьем этапе - директивной мотивации - самовнушение почти автоматизировано переходит в самоприказ, так что удается добиться перехода само- внушения в самовоздействие, чем оказывается существенный само- регулирующий эффект.
Можно проводить самовнушение и с открытыми глазами по типу "экспресс-метода". В снятии напряжения помогают несколько сде- ланных предварительно дыхательных упражнений. Даже простая дыхательная гимнастика (через каждую ноздрю попеременно) явля- ется успокаивающим фактором перед ответственными выступления- ми и встречами.
Возможны и более высокие уровни аутогенной тренировки, свя- занные больше с представлением или воображением каких-то сюже- тов.
Тренировка волевого самообладания бывает очень трудна для одиночного исполнителя. Полезны совместные тренировки с розыг-
рышем-моделированием "психодраматичеокой ситуации", "ролевая психогимнастика", где используется специальный сценарий, имею- щий целью отреагирование конфликта, разрешение его, адаптацию к трудности, нормализацию отношений. Возможно в ролевой ситуа- ции w активное выражение гнева для избавления от него в реальной обстановке. Иногда же, наоборот, тренируется интравертированность поведения, чтобы избавиться от излишней расточительности в об- щении с другими, разбросанности в своей психической деятельно- сти.
Полезно проведение дифференцированной аутогенной трениров- ки на прогрессивное мышечное расслабление тех мышц, напряжение которых не требуется в данный момент. Так, при ходьбе напрягаются мышцы ног, значит надо расслаблять свободные конечности - руки, лицо; при сидячем разговоре расслаблять мышцы рук и ног. Воз- можно расслабление и по контрасту через напряжение. Сжав запяс- тье или кисть, потом следует "бросить" мышцы и ощутить прелесть расслабления, наступившего после длительного напряжения. Напрячь ноги до упора в пол, а затем расслабить, ощутив радость избавле- ния от закованности. Такое активное расслабление применимо в любых "походных" условиях.
Психорегулирующая тренировка есть одновременно высшее дис- циплинирование воли. Ее вариант так и называется эмоционально- волевая тренировка (А.Т.Филатов) . Правильно указывал выдающий- ся русский педагог К-Д.Ушинский: "Воля наша, как и мускулы наши, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности, чрез- мерными требованиями можно надорвать и волю и мускулы и оста- новить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю", (соч.т.б, с.249).
Можно научиться собранности в течение всего рабочего дня, даже. если работа представляется монотонной и малоинтересной, можно предупредить свой импульсивный поступок, даже в утомленном со- стоянии, если практиковать упражнения эмоционально-волевого тре- нинга. Хорошими "советчиками" здесь являются сами жизненные ситуации, выработка привычки к самоконтролю, привычки к система- тическому выполнению той работы, которую не хотелось бы выпол- нять именно сейчас. Одним из приемов тренировки самоконтроля является "пробрасывание" мысли вперед совершения действия. Надо также упражняться не только в выполнении упражнений на перевоп- лощение а желаемый образ ("театр переживания" по К.С.Станислав- скому), но и упражнения "на отчуждение" (приемы "театра представ- ления" Б.Брехта) о нарабатыванием приемов дизидентификации, "антипереноса" с отрицательными персонажами в жизни и в искус- стве.
Далее приводятся более конкретные варианты психической само- регуляции путем ментальной тренировки, т.е. с помощью воздей- ствия на мыслительную сферу, психофизической или дыхательной гимнастики и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «САМОВНУШЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»