ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Психологический климат лечебных учреждений
Психологическая атмосфера - это кратковременное состояние
группового сознания, кратковременно проявляющееся в групповом
настроении и групповых суждениях. Повторное проявление одинако-
вой психологической атмосферы делает ее психологическим клима-
том. Их различие не только в стойкости, но и в том, что в отличие от
психологического климата, связанного с групповыми чувствами, ат-
мосфера связана о групповыми эмоциями. Она может у отдельных
лиц влиять на производительность труда, несмотря на уже изменив-
шийся общий психологический климат. Ее оптимизация - важней-
шая задача психологии труда и психологии управления.

Социально-психологический климат - это вид психологического
климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего
на них. Кратковременное его проявление называется социально-пси-
хологической атмосферой. Важнейшим его фактором является пси-
хологическая совместимость членов группы. Из всех других видов
психологического климата он наиболее влияет на производительность
труда.

Морально-психологический климат - вид социально-психологи-
ческого климата, связанный с моральным состоянием группы, а в
условиях коллектива, возможно, и с идеологией его членов, - может
проявляться только кратковременно как морально-психологическая
атмосфера.

Первичный производственный коллектив объединяет людей не
только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе
организации совместной деятельности, опирающейся на принцип
подчиненности, ответственной зависимости и согласованности, кото-
рым соответствует определенность норм и правил производственных
отношений.

Социально-психологическую атмосферу производственного коллек-
тива определяют такие особенности общественных отношений как
социальная природа той или иной общественно-экономической фор-
мации. Собственно психологическую атмосферу коллектива опреде-
ляет социальная цель деятельности коллектива, ценностно-ориента-
ционное единство группы (ЦОЕ по А.В. Петровскому), чувство коллек-
тивной и личной ответственности, взаимозависимости членов груп-
пы, ведущие к сочетанию личных интересов с общественными. На
внутреннюю структуру группы влияют и внутренние условия, к кото-
рым, в частности, относится стиль руководства коллективом и харак-
тер лидерства в группе.

Основой социально-психологического климата в лечебно-профи-
лактическом учреждении является стиль "стерильности слова и пове-
дения" то есть создание таких условий, в которых бы не было воз-
можности для возникновения ятрогений (ятропатий) - невротичес-
ких состояний, вследствие психогений, травмирующих пациента от
неверного высказывания или поведения врача. Шире, всякие ятро-
генные неврозы могут возникать не только от врачебных воздей-
ствий, но и в результате неверного (патогенного) слова или жеста
медработника, будь то медсестра или младший медперсонал. Нано-
симый больному морально-психологический ущерб от нарушения стиля
стерильности слова и поведения и нередко возникающие ятроген-
ные неврозы заставляют обратить внимание медицинских работни-
ков на особенности личности больного, ибо, как правило, ятрогений
бывают не у всякого пациента, а у того, кто имеет те или иные
акцентуации характера. Такие особенности личности больных, как
тревожная мнительность, склонность к снижению настроения и воле-
вых усилий в борьбе с болезненными проявлениями, эгоцентризм и
претенциозность, "условная желательность" болезни способствуют
возникновению невротических состояний. Зная, что акцентуации ха-
рактера обладают повышенным "тропизмом" к утяжелению и хрони-
зации тех или иных заболеваний врач или медсестра должны быть
особенно внимательны к его состоянию.

Определенную пользу в профилактике возникновения психогений
в лечебных учреждениях сыграл "лечебно-охранитвльный режим",
получивший широкое распространение в послевоенные (сороковые-
пятидесятые) годы под названием "опыт Макаровской больницы".
Врач и писатель Павел Бейлин, являвшийся инициатором организа-
ции лечебно-охранительного режима в сельской больнице Макарова
на Украине, уделял большое внимание созданию уюта и тишины в
палатах, спокойно-делового стиля общения врачей и пациентов с

охранением и акцентом на укреплении тормозных процессов нервной
системы больных, в том числе и пациентов с соматическими заболе-
ваниями. Помимо психотерапевтических эффектов для создания ле-
чебно-охранительного режима использовалось затемнение в палатах,
а также медикаментозная терапия с применением снотворных средств
при лечении ряда болезней, особенно "кортико-висцерального гене-
за", например, язвенной и гипертонической болезни.

При всей целесообразности создания такого покоя для пациен-
тов, все же односторонность "тормозной" методики вызвала некото-
рые возражения, особенно в связи с чрезмерным увлечением снотвор-
ными средствами. К тому же возникала опасность пассификации
установок больных, не проявлявших по выписке из больницы долж-
ного противодействия болезни в силу возникавшей привычки к теп-
личным условиям, искусственно создававшимся в лечебно-профи-
лактических учреждениях. Обстоятельства реальной жизни были го-
раздо жестче и предъявляли к больным иные требования, адаптация
к которым более успешно была бы решена лишь с применением
лечебно-активирующего режима, которому "охранительный" противо-
поставлялся.

В 1952 году в украинском журнале "Врачебное дело" появилась
статья известного харьковского психотерапевта профессора И.3.
Вельвовского, которая называлась "Второй принцип терапии по И.П.
Павлову". В ней автор убедительно показал неверность противопос-
тавления и акцентирования охранительного режима. Проанализиро-
вав историю возникновения отечественной нейрофизиологии и пси-
хотерапии, Вельвовский пришел к заключению, что охранительные и
активирующие методы профилактики и лечения скорее дополняют
друг друга, и потому всякое увлечение одним в противовес другому
методу, может отрицательно сказаться на лечении больных. Сам И.З.
Вельвовский, практиковавший в довоенное время вместе со своим
учителем, старейшим отечественным гипнологом К.И. Платоновым,
гипоносуггестивное снятие болей в родах, пришел к выводу о необ-
ходимости создания иного метода воздействий с применением акти-
вирующего режима для роженицы, находящейся в обычном гомеос-
тазе, то есть в бодрствующем состоянии. Он опирался также на
высказывание И.П. Павлова, сформулировавшего не только пользу
воздействий в "гипноидной", тормозной коре, но и при бодрствую-
щем состоянии, "основанном на всяческих ассоциациях коры". В
результате этих работ харьковской школы психотерапевтов был вос-
крешен "второй принцип терапии" по И.П. Павлову: принцип активи-
рующего лечения. В целях активации пациентов стали шире приме-
няться рассудочно-дидактические методы недирективной психотера-
пии, стали осваиваться и получать дальнейшее развитие методы
физиотерапии, лечебной физкультуры, а также опосредования и
потенцирования (усиления в степени) медикаментозных средств и
"плацебо". За рубежом в это же время все больше распространя-
лись активирующие приемы, такие как "бригадный метод ТИМ", ког-

да несколько врачей целенаправленно лечили одного больного, мето-
ды и приемы групповой психотерапии, "лечебного театра" (психо-
драмы), "плацебо-эффекты" и т.д. Внедрение социальной психоло-
гии и микросоциологических исследований в психотерапевтическую
практику привело к развитию культтерапии, более широко стали
внедряться приемы и методы т.н. "средовой терапии" или "терапии
средой", то есть всем тем, что окружает больного человека. Ведь
больного окружают не только врачи, средний и младший медицин-
ский персонал, но и родственники, посетители, знакомые и друзья
пациента. Требования к ним, как пособникам и помощникам лечения,
оказывались целесообразными в организации более эффективного
лечения, профилактики и реабилитации больных.

Таким образом, психологический климат лечебно-профилактичес-
кого учреждения должен строиться не только на отрицательных ха-
рактеристиках организуемого режима (здесь не устаревает изрече-
ние древнегреческмх врачей: "Не вреди!"), но и на создании положи-
тельных активаторов здоровья (психотерапия, физиотерапия, ланд-
шафтотерапия, фоновая и функциональная музыка, культтерапия,
либротерапия, "лечебное чтение" и т. п.)

Как показал зарубежный опыт, весьма целесообразна организа-
ция т.н. "терапевтических сообществ", например, при лечении алко-
голизма хорошо зарекомендовала себя организация "анонимных
алкоголиков", работавшая по типу клубов непьющих людей, нашед-
ших свое "общество номер два", основанное на принципах взаимо-
уважения и самоподдержки.

По мнению видного английского психотерапевта М. Балинта <врач
уже сам по себе является лечебным средством, необходимо только
принимать во внимание "дозировку" и "побочное действие" его лич-
ности, активированию врачебного воздействия на больного способ-
ствует весь антураж его общения с пациентом от выписки рецептов
до транспортировки и госпитализации в больничное учреждение,
особенно в стационар>. Этот же автор указывает на необходимость
углубленного изучения "плацебо-эффектов", организуемых нетолько
для лечения одного пациента, но и с использованием воздействий
на микросоциальную среду. Такая работа была проделана ленинг-
радскими психологами и врачами. Профессор С.С. Либих, изучая
взаимоотношения между больными описал по аналогии о ятрогенией
так называемые "эгротогении", то есть вредоносное влияние одних
больных на других. В то же время возможно более продуктивное и
положительное использование влияния больных друг на друга при
активации режима приема лекарств, например, с организацией
приема их с учетом позитивной оценки и положительного опыта "ли-
деров" лечебных групп. Такие приемы и стили организации лечебно-
го режима в лечебно-профилактических учреждениях препятствуют
явлениям госпитализма, паники перед приемом некоторых препара-
тов или страха перед теми или иными манипуляциями и лечебными
вмешательствами. В целом же эти мероприятия по созданию психо-

логического климата в лечебных учреждениях помогаот профилакти-
ке, лечению и реабилитации больных.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологический климат лечебных учреждений» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Ліквідність балансу позичальника. Показники, що характеризують фі...
ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ
ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 8016 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП