Психологическая атмосфера - это кратковременное состояние группового сознания, кратковременно проявляющееся в групповом настроении и групповых суждениях. Повторное проявление одинако- вой психологической атмосферы делает ее психологическим клима- том. Их различие не только в стойкости, но и в том, что в отличие от психологического климата, связанного с групповыми чувствами, ат- мосфера связана о групповыми эмоциями. Она может у отдельных лиц влиять на производительность труда, несмотря на уже изменив- шийся общий психологический климат. Ее оптимизация - важней- шая задача психологии труда и психологии управления.
Социально-психологический климат - это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Кратковременное его проявление называется социально-пси- хологической атмосферой. Важнейшим его фактором является пси- хологическая совместимость членов группы. Из всех других видов психологического климата он наиболее влияет на производительность труда.
Морально-психологический климат - вид социально-психологи- ческого климата, связанный с моральным состоянием группы, а в условиях коллектива, возможно, и с идеологией его членов, - может проявляться только кратковременно как морально-психологическая атмосфера.
Первичный производственный коллектив объединяет людей не только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе организации совместной деятельности, опирающейся на принцип подчиненности, ответственной зависимости и согласованности, кото- рым соответствует определенность норм и правил производственных отношений.
Социально-психологическую атмосферу производственного коллек- тива определяют такие особенности общественных отношений как социальная природа той или иной общественно-экономической фор- мации. Собственно психологическую атмосферу коллектива опреде- ляет социальная цель деятельности коллектива, ценностно-ориента- ционное единство группы (ЦОЕ по А.В. Петровскому), чувство коллек- тивной и личной ответственности, взаимозависимости членов груп- пы, ведущие к сочетанию личных интересов с общественными. На внутреннюю структуру группы влияют и внутренние условия, к кото- рым, в частности, относится стиль руководства коллективом и харак- тер лидерства в группе.
Основой социально-психологического климата в лечебно-профи- лактическом учреждении является стиль "стерильности слова и пове- дения" то есть создание таких условий, в которых бы не было воз- можности для возникновения ятрогений (ятропатий) - невротичес- ких состояний, вследствие психогений, травмирующих пациента от неверного высказывания или поведения врача. Шире, всякие ятро- генные неврозы могут возникать не только от врачебных воздей- ствий, но и в результате неверного (патогенного) слова или жеста медработника, будь то медсестра или младший медперсонал. Нано- симый больному морально-психологический ущерб от нарушения стиля стерильности слова и поведения и нередко возникающие ятроген- ные неврозы заставляют обратить внимание медицинских работни- ков на особенности личности больного, ибо, как правило, ятрогений бывают не у всякого пациента, а у того, кто имеет те или иные акцентуации характера. Такие особенности личности больных, как тревожная мнительность, склонность к снижению настроения и воле- вых усилий в борьбе с болезненными проявлениями, эгоцентризм и претенциозность, "условная желательность" болезни способствуют возникновению невротических состояний. Зная, что акцентуации ха- рактера обладают повышенным "тропизмом" к утяжелению и хрони- зации тех или иных заболеваний врач или медсестра должны быть особенно внимательны к его состоянию.
Определенную пользу в профилактике возникновения психогений в лечебных учреждениях сыграл "лечебно-охранитвльный режим", получивший широкое распространение в послевоенные (сороковые- пятидесятые) годы под названием "опыт Макаровской больницы". Врач и писатель Павел Бейлин, являвшийся инициатором организа- ции лечебно-охранительного режима в сельской больнице Макарова на Украине, уделял большое внимание созданию уюта и тишины в палатах, спокойно-делового стиля общения врачей и пациентов с
охранением и акцентом на укреплении тормозных процессов нервной системы больных, в том числе и пациентов с соматическими заболе- ваниями. Помимо психотерапевтических эффектов для создания ле- чебно-охранительного режима использовалось затемнение в палатах, а также медикаментозная терапия с применением снотворных средств при лечении ряда болезней, особенно "кортико-висцерального гене- за", например, язвенной и гипертонической болезни.
При всей целесообразности создания такого покоя для пациен- тов, все же односторонность "тормозной" методики вызвала некото- рые возражения, особенно в связи с чрезмерным увлечением снотвор- ными средствами. К тому же возникала опасность пассификации установок больных, не проявлявших по выписке из больницы долж- ного противодействия болезни в силу возникавшей привычки к теп- личным условиям, искусственно создававшимся в лечебно-профи- лактических учреждениях. Обстоятельства реальной жизни были го- раздо жестче и предъявляли к больным иные требования, адаптация к которым более успешно была бы решена лишь с применением лечебно-активирующего режима, которому "охранительный" противо- поставлялся.
В 1952 году в украинском журнале "Врачебное дело" появилась статья известного харьковского психотерапевта профессора И.3. Вельвовского, которая называлась "Второй принцип терапии по И.П. Павлову". В ней автор убедительно показал неверность противопос- тавления и акцентирования охранительного режима. Проанализиро- вав историю возникновения отечественной нейрофизиологии и пси- хотерапии, Вельвовский пришел к заключению, что охранительные и активирующие методы профилактики и лечения скорее дополняют друг друга, и потому всякое увлечение одним в противовес другому методу, может отрицательно сказаться на лечении больных. Сам И.З. Вельвовский, практиковавший в довоенное время вместе со своим учителем, старейшим отечественным гипнологом К.И. Платоновым, гипоносуггестивное снятие болей в родах, пришел к выводу о необ- ходимости создания иного метода воздействий с применением акти- вирующего режима для роженицы, находящейся в обычном гомеос- тазе, то есть в бодрствующем состоянии. Он опирался также на высказывание И.П. Павлова, сформулировавшего не только пользу воздействий в "гипноидной", тормозной коре, но и при бодрствую- щем состоянии, "основанном на всяческих ассоциациях коры". В результате этих работ харьковской школы психотерапевтов был вос- крешен "второй принцип терапии" по И.П. Павлову: принцип активи- рующего лечения. В целях активации пациентов стали шире приме- няться рассудочно-дидактические методы недирективной психотера- пии, стали осваиваться и получать дальнейшее развитие методы физиотерапии, лечебной физкультуры, а также опосредования и потенцирования (усиления в степени) медикаментозных средств и "плацебо". За рубежом в это же время все больше распространя- лись активирующие приемы, такие как "бригадный метод ТИМ", ког-
да несколько врачей целенаправленно лечили одного больного, мето- ды и приемы групповой психотерапии, "лечебного театра" (психо- драмы), "плацебо-эффекты" и т.д. Внедрение социальной психоло- гии и микросоциологических исследований в психотерапевтическую практику привело к развитию культтерапии, более широко стали внедряться приемы и методы т.н. "средовой терапии" или "терапии средой", то есть всем тем, что окружает больного человека. Ведь больного окружают не только врачи, средний и младший медицин- ский персонал, но и родственники, посетители, знакомые и друзья пациента. Требования к ним, как пособникам и помощникам лечения, оказывались целесообразными в организации более эффективного лечения, профилактики и реабилитации больных.
Таким образом, психологический климат лечебно-профилактичес- кого учреждения должен строиться не только на отрицательных ха- рактеристиках организуемого режима (здесь не устаревает изрече- ние древнегреческмх врачей: "Не вреди!"), но и на создании положи- тельных активаторов здоровья (психотерапия, физиотерапия, ланд- шафтотерапия, фоновая и функциональная музыка, культтерапия, либротерапия, "лечебное чтение" и т. п.)
Как показал зарубежный опыт, весьма целесообразна организа- ция т.н. "терапевтических сообществ", например, при лечении алко- голизма хорошо зарекомендовала себя организация "анонимных алкоголиков", работавшая по типу клубов непьющих людей, нашед- ших свое "общество номер два", основанное на принципах взаимо- уважения и самоподдержки.
По мнению видного английского психотерапевта М. Балинта <врач уже сам по себе является лечебным средством, необходимо только принимать во внимание "дозировку" и "побочное действие" его лич- ности, активированию врачебного воздействия на больного способ- ствует весь антураж его общения с пациентом от выписки рецептов до транспортировки и госпитализации в больничное учреждение, особенно в стационар>. Этот же автор указывает на необходимость углубленного изучения "плацебо-эффектов", организуемых нетолько для лечения одного пациента, но и с использованием воздействий на микросоциальную среду. Такая работа была проделана ленинг- радскими психологами и врачами. Профессор С.С. Либих, изучая взаимоотношения между больными описал по аналогии о ятрогенией так называемые "эгротогении", то есть вредоносное влияние одних больных на других. В то же время возможно более продуктивное и положительное использование влияния больных друг на друга при активации режима приема лекарств, например, с организацией приема их с учетом позитивной оценки и положительного опыта "ли- деров" лечебных групп. Такие приемы и стили организации лечебно- го режима в лечебно-профилактических учреждениях препятствуют явлениям госпитализма, паники перед приемом некоторых препара- тов или страха перед теми или иными манипуляциями и лечебными вмешательствами. В целом же эти мероприятия по созданию психо-
логического климата в лечебных учреждениях помогаот профилакти- ке, лечению и реабилитации больных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологический климат лечебных учреждений» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»