ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Психологический климат лечебных учреждений
Психологическая атмосфера - это кратковременное состояние
группового сознания, кратковременно проявляющееся в групповом
настроении и групповых суждениях. Повторное проявление одинако-
вой психологической атмосферы делает ее психологическим клима-
том. Их различие не только в стойкости, но и в том, что в отличие от
психологического климата, связанного с групповыми чувствами, ат-
мосфера связана о групповыми эмоциями. Она может у отдельных
лиц влиять на производительность труда, несмотря на уже изменив-
шийся общий психологический климат. Ее оптимизация - важней-
шая задача психологии труда и психологии управления.

Социально-психологический климат - это вид психологического
климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего
на них. Кратковременное его проявление называется социально-пси-
хологической атмосферой. Важнейшим его фактором является пси-
хологическая совместимость членов группы. Из всех других видов
психологического климата он наиболее влияет на производительность
труда.

Морально-психологический климат - вид социально-психологи-
ческого климата, связанный с моральным состоянием группы, а в
условиях коллектива, возможно, и с идеологией его членов, - может
проявляться только кратковременно как морально-психологическая
атмосфера.

Первичный производственный коллектив объединяет людей не
только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе
организации совместной деятельности, опирающейся на принцип
подчиненности, ответственной зависимости и согласованности, кото-
рым соответствует определенность норм и правил производственных
отношений.

Социально-психологическую атмосферу производственного коллек-
тива определяют такие особенности общественных отношений как
социальная природа той или иной общественно-экономической фор-
мации. Собственно психологическую атмосферу коллектива опреде-
ляет социальная цель деятельности коллектива, ценностно-ориента-
ционное единство группы (ЦОЕ по А.В. Петровскому), чувство коллек-
тивной и личной ответственности, взаимозависимости членов груп-
пы, ведущие к сочетанию личных интересов с общественными. На
внутреннюю структуру группы влияют и внутренние условия, к кото-
рым, в частности, относится стиль руководства коллективом и харак-
тер лидерства в группе.

Основой социально-психологического климата в лечебно-профи-
лактическом учреждении является стиль "стерильности слова и пове-
дения" то есть создание таких условий, в которых бы не было воз-
можности для возникновения ятрогений (ятропатий) - невротичес-
ких состояний, вследствие психогений, травмирующих пациента от
неверного высказывания или поведения врача. Шире, всякие ятро-
генные неврозы могут возникать не только от врачебных воздей-
ствий, но и в результате неверного (патогенного) слова или жеста
медработника, будь то медсестра или младший медперсонал. Нано-
симый больному морально-психологический ущерб от нарушения стиля
стерильности слова и поведения и нередко возникающие ятроген-
ные неврозы заставляют обратить внимание медицинских работни-
ков на особенности личности больного, ибо, как правило, ятрогений
бывают не у всякого пациента, а у того, кто имеет те или иные
акцентуации характера. Такие особенности личности больных, как
тревожная мнительность, склонность к снижению настроения и воле-
вых усилий в борьбе с болезненными проявлениями, эгоцентризм и
претенциозность, "условная желательность" болезни способствуют
возникновению невротических состояний. Зная, что акцентуации ха-
рактера обладают повышенным "тропизмом" к утяжелению и хрони-
зации тех или иных заболеваний врач или медсестра должны быть
особенно внимательны к его состоянию.

Определенную пользу в профилактике возникновения психогений
в лечебных учреждениях сыграл "лечебно-охранитвльный режим",
получивший широкое распространение в послевоенные (сороковые-
пятидесятые) годы под названием "опыт Макаровской больницы".
Врач и писатель Павел Бейлин, являвшийся инициатором организа-
ции лечебно-охранительного режима в сельской больнице Макарова
на Украине, уделял большое внимание созданию уюта и тишины в
палатах, спокойно-делового стиля общения врачей и пациентов с

охранением и акцентом на укреплении тормозных процессов нервной
системы больных, в том числе и пациентов с соматическими заболе-
ваниями. Помимо психотерапевтических эффектов для создания ле-
чебно-охранительного режима использовалось затемнение в палатах,
а также медикаментозная терапия с применением снотворных средств
при лечении ряда болезней, особенно "кортико-висцерального гене-
за", например, язвенной и гипертонической болезни.

При всей целесообразности создания такого покоя для пациен-
тов, все же односторонность "тормозной" методики вызвала некото-
рые возражения, особенно в связи с чрезмерным увлечением снотвор-
ными средствами. К тому же возникала опасность пассификации
установок больных, не проявлявших по выписке из больницы долж-
ного противодействия болезни в силу возникавшей привычки к теп-
личным условиям, искусственно создававшимся в лечебно-профи-
лактических учреждениях. Обстоятельства реальной жизни были го-
раздо жестче и предъявляли к больным иные требования, адаптация
к которым более успешно была бы решена лишь с применением
лечебно-активирующего режима, которому "охранительный" противо-
поставлялся.

В 1952 году в украинском журнале "Врачебное дело" появилась
статья известного харьковского психотерапевта профессора И.3.
Вельвовского, которая называлась "Второй принцип терапии по И.П.
Павлову". В ней автор убедительно показал неверность противопос-
тавления и акцентирования охранительного режима. Проанализиро-
вав историю возникновения отечественной нейрофизиологии и пси-
хотерапии, Вельвовский пришел к заключению, что охранительные и
активирующие методы профилактики и лечения скорее дополняют
друг друга, и потому всякое увлечение одним в противовес другому
методу, может отрицательно сказаться на лечении больных. Сам И.З.
Вельвовский, практиковавший в довоенное время вместе со своим
учителем, старейшим отечественным гипнологом К.И. Платоновым,
гипоносуггестивное снятие болей в родах, пришел к выводу о необ-
ходимости создания иного метода воздействий с применением акти-
вирующего режима для роженицы, находящейся в обычном гомеос-
тазе, то есть в бодрствующем состоянии. Он опирался также на
высказывание И.П. Павлова, сформулировавшего не только пользу
воздействий в "гипноидной", тормозной коре, но и при бодрствую-
щем состоянии, "основанном на всяческих ассоциациях коры". В
результате этих работ харьковской школы психотерапевтов был вос-
крешен "второй принцип терапии" по И.П. Павлову: принцип активи-
рующего лечения. В целях активации пациентов стали шире приме-
няться рассудочно-дидактические методы недирективной психотера-
пии, стали осваиваться и получать дальнейшее развитие методы
физиотерапии, лечебной физкультуры, а также опосредования и
потенцирования (усиления в степени) медикаментозных средств и
"плацебо". За рубежом в это же время все больше распространя-
лись активирующие приемы, такие как "бригадный метод ТИМ", ког-

да несколько врачей целенаправленно лечили одного больного, мето-
ды и приемы групповой психотерапии, "лечебного театра" (психо-
драмы), "плацебо-эффекты" и т.д. Внедрение социальной психоло-
гии и микросоциологических исследований в психотерапевтическую
практику привело к развитию культтерапии, более широко стали
внедряться приемы и методы т.н. "средовой терапии" или "терапии
средой", то есть всем тем, что окружает больного человека. Ведь
больного окружают не только врачи, средний и младший медицин-
ский персонал, но и родственники, посетители, знакомые и друзья
пациента. Требования к ним, как пособникам и помощникам лечения,
оказывались целесообразными в организации более эффективного
лечения, профилактики и реабилитации больных.

Таким образом, психологический климат лечебно-профилактичес-
кого учреждения должен строиться не только на отрицательных ха-
рактеристиках организуемого режима (здесь не устаревает изрече-
ние древнегреческмх врачей: "Не вреди!"), но и на создании положи-
тельных активаторов здоровья (психотерапия, физиотерапия, ланд-
шафтотерапия, фоновая и функциональная музыка, культтерапия,
либротерапия, "лечебное чтение" и т. п.)

Как показал зарубежный опыт, весьма целесообразна организа-
ция т.н. "терапевтических сообществ", например, при лечении алко-
голизма хорошо зарекомендовала себя организация "анонимных
алкоголиков", работавшая по типу клубов непьющих людей, нашед-
ших свое "общество номер два", основанное на принципах взаимо-
уважения и самоподдержки.

По мнению видного английского психотерапевта М. Балинта <врач
уже сам по себе является лечебным средством, необходимо только
принимать во внимание "дозировку" и "побочное действие" его лич-
ности, активированию врачебного воздействия на больного способ-
ствует весь антураж его общения с пациентом от выписки рецептов
до транспортировки и госпитализации в больничное учреждение,
особенно в стационар>. Этот же автор указывает на необходимость
углубленного изучения "плацебо-эффектов", организуемых нетолько
для лечения одного пациента, но и с использованием воздействий
на микросоциальную среду. Такая работа была проделана ленинг-
радскими психологами и врачами. Профессор С.С. Либих, изучая
взаимоотношения между больными описал по аналогии о ятрогенией
так называемые "эгротогении", то есть вредоносное влияние одних
больных на других. В то же время возможно более продуктивное и
положительное использование влияния больных друг на друга при
активации режима приема лекарств, например, с организацией
приема их с учетом позитивной оценки и положительного опыта "ли-
деров" лечебных групп. Такие приемы и стили организации лечебно-
го режима в лечебно-профилактических учреждениях препятствуют
явлениям госпитализма, паники перед приемом некоторых препара-
тов или страха перед теми или иными манипуляциями и лечебными
вмешательствами. В целом же эти мероприятия по созданию психо-

логического климата в лечебных учреждениях помогаот профилакти-
ке, лечению и реабилитации больных.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологический климат лечебных учреждений» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналіз Cash-flow
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
СУТЬ ТА КРИТЕРІЇ ЕФЕКТИВНОСТІ СОЦІАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
ПРИЙНЯТТЯ РІШЕННЯ ПРО САНАЦІЮ БОРЖНИКА ПІД ЧАС ПРОВАДЖЕННЯ СПРАВИ...
ДЕРЖАВНІ ГАРАНТІЇ ТА ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ЯК ОСОБЛИВІ ВИДИ ДЕРЖАВНОЇ ПІ...


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 8056 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП