Элементарные общие способности - это присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать, принимать реше- ния. Элементарные общие способности, проявляющиеся в соответ- ствующем действии, сенсорном, волевом, мнестическом, мыслитель- ном, навыковом - лежат в основе трех нижеизлагаемых групп спо- собностей.
Элементарные частные способности потому и являются частными, что присущи не всем людям и не в равной степени. Это сложные свойства личности, такие как музыкальный слух, эмоциональная па- мять, способность к сопереживанию и т.д. Эти свойства проявляют- ся в соответствующей деятельности, например, в творческой и пред- располагают к ней.
Сложные общие способности относятся к общечеловеческим ви- дам деятельности - труду, учению, игре, общению. В отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном чис- ле ("способность мышления" и "воля как способность к достижению цели"), о сложных способностях говорят во множественном числе - способности к творчеству, способности к эстетической деятельности.
Сложными частными способностями являются специальные, про- фессиональные способности, свойственные в разной степени и не всем людям. Таковыми являются, в частности, способности актера к перевоплощению.
Учащийся, не способный быть актером, возможно, способен быть талантливым поваром, так что тезис "каждый способен ко всему" неверен. Правильнее говорить о том, что "каждый способен к опре-
деленному виду деятельности" и может быть полезен в обществе именно в сфере своих способностей.
Определенная структура личности, которая наделена отрицатель- ными для данного вида деятельности чертами, появляется в так называемой неспособности или антиспособности. Эмоциональная холодность и малоподвижный темперамент плохо пригодны для твор- ческой профессии актера и выступают как черты личности, не спо- собной к профессиональному виду деятельности. Психологической наукой выделяется и понятие "мнимой неспособности", отличающей- ся и от "совершенной бездарности".
В способностях раскрывается сложная система взаимодействия психических свойств личности, переплетенных с особенностями вы- полняемой деятельности. Развитие способностей возможно в раз- личном возрасте. Способности могут проявляться как на протяжении длительного периода времени, так и кратковременно. Наиболее бла- гоприятным для проявления духовных и физических сил человека является школьный и студенческий период человеческой жизни.
Иногда о способностях учащихся говорят лишь тогда, когда они исключительные и приближаются к таланту. Здесь необходимо ра- зобраться в терминах - одаренность, талант и гениальность, чтобы понять истину.
Под одаренностью надо понимать совокупность ряда способнос- тей, обусловливающих успешную деятельность человека в опреде- ленной области и выделяющую его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется разносторонними способами и граничит о талантом.
Слово "талант" в переводе с греческого означает "природное да- рование". В античном мире талантом называли наиболее крупную денежно-весовую единицу. В настоящее время переносное значение этого понятия заключается в том, что талантливым называют челове- ка с высокой одаренностью, обеспечивающей ему успешное выпол- нение профессиональной работы. Таким образом, талант- это спо- собность к определенной деятельности, проявляющейся как творче- ство. Высокий уровень творчества, успешность, оригинальность и самостоятельность выполнения сложной деятельности - признаки таланта. Если в талантливости проявляется высокий уровень разви- тия способностей, то гениальность - это высшая степень одаренно- сти. Гениальный человек прокладывает новые пути в науке и культу- ре. Гений создает эпоху в области своей деятельности. В этом от- личие гения от таланта, но и тому, и другому присущи собранность, постоянная готовность к напряженной работе, высокая продуктив- ность и повышенное качество результатов деятельности. Творчество гениального человека всегда имеет большое общественное значе- ние.
Материальной основой способностей являются задатки - врож- денные морфологические и функциональные особенности мозга. Предпосылки способностей соотносят с микроструктурой мозга и
различных органов чувств. Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамен- та развиваются на основе врожденных, но не обязательно наслед- ственно схожих о родительскими задатков. Моральные качества как свойства направленности личности, задатков не имеют и формиру- ются в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются опосредованно. Из задатков хорошего слуха в зависи- мости от личности и социальной среды могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превращаться в художественные способнос- ти и в способности часовщика.
Способности тесно связаны со знаниями, навыками, умениями, то есть с опытом личности, в том числе с учебным и профессиональ- ным.
Профессиональные способности - это совокупность стойких, хотя и меняющихся под влиянием обучения и воспитания индивидуально- психологических качеств человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими определяют успешность обучения, выполнения и совершенствования определенной трудовой деятель- ности. Правильная оценка профессиональных способностей может быть дана лишь с учетом психологической структуры данной профес- сиональной деятельности (профессиограмма), так и с учетом психи- ческих свойств личности обучающегося (поихограмма) с пониманием компенсаторных ресурсов ее.
Способности связаны не только с индивидуально-психологически- ми особенностями и с опытом, но тесно взаимодействуют с направ- ленностью личности. Творческая способность человека, связана с активностью жизненной позиции личности, с ее склонностью, высту- пающей как потребность заниматься творчеством. Склонности, рас- крывающиеся в интересе, и интерес при наличии устойчивости, могут привести к развитию способностей и к высокопродуктивной творчес- кой деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация способностей» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»