Основным социальным формированием личности, определяющим ее интересы и склонности, идеалы и убеждения, мотивы и мировоз- зрение является так называемая направленность. Она характеризу- ется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в струк- туру всех форм направленности и проявляются прежде всего в отно- шениях человека к другим людям, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общитель- ность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность, выражается отношение человека к самому себе.
Влечение - наименее дифференцированное смутное стремление без четкого сознания цели. Желание - более высокая форма на- правленности, имеющая конкретную цель. Интерес, как осознанная форма познавательной направленности, и склонность, как стремле- ние к определенной деятельности являются основой для формирова- ния идеалов, воплощающихся в конкретном образе.
Мировоззрение - более высокая степень направленности, харак- теризующаяся системой взглядов о мире и его закономерностях, определяемая общественным бытием человека.
Если миросозерцание определяется как пассивное мировоззре- ние, то убеждение является высшей формой направленности лично- сти.
Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость лич- ности. Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая направленность личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет разный диа- пазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностыо: от смутных влечений, осознанных желайий, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее по-
стоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество - действенность, - определяет активность реализации целей в деятельности.
Кроме мировоззрения в направленность личности входят и иные самооценочные подструктуры, такие как совесть, чувство стыда, ко- торым дать определение нелегко. Так, например, М. Шагинян (Нас окружает новый материал жизни/Советская Россия от 2 апреля 1988 года, № 76) отметила следующее: <Совесть - непередаваемое свой- ство души человеческой. Можно объяснить "инстинкт", "подсозна- ние", "склонность", даже то странное качество, которое английские романисты приписывают иногда шотландцам, - "провидение", "вто- рое зрение", "фейность", "психический дар предчувствия", - но нет научных или хотя бы просто объясняющих слов, чтоб понятно пере- дать другому содержание слова "совесть". И даже нет полного экви- валента этого слова в переводах на все другие языки. Даже оттенок в этих языках другой - интеллектуальный (с примесью "науки" в английском и французском языке, с примесью "знания" в немецком); но на русском языке оно отнюдь не связано с "ведением" - оно связано с "вестью", с чем-то, подающем голос о себе издалека. Если взять в помощь личный опыт, закрыть глаза, погрузиться внутрь себя и попытаться хотя бы почувствовать, что же это такое "совесть" для себя самого, то возникает личный соблазн - назвать ее чув- ством вины>.
Таким образом, совесть выступает как нравственная самооценка человеком своих поступков; близко к этой категории стоит и чувство стыда - моральное чувство, переживаемое как неудовлетворенность собой, своими поступками. В этих качествах самооценки проявляют- ся нормы общества, где под моралью разумеют отражение в обще- ственном и индивидуальном сознании нормы нравственных явлений и поступков. По форме направленность личности может быть более биологизированная, например, в виде потребностей, биологически отражающих нужду организма, и более социализированная, отража- ющая духовные потребности личности - интеллектуальные, мораль- ные и эстетические.
Направленность личности взаимосвязана с другими личностными подструктурами и влияние ее распространяется не только на знания и опыт личности, на индивидуальные психические свойства, тип ВЦД, даже на биологические системы организма. Например, великий ита- льянский просветитель Томазо Кампанелла должен был бы умереть в мрачном каземате, куда он был посажен уже больным туберкулезом легких за свои социалистические убеждения, но вышел здоровым под влиянием психологической установки и мировоззренческой на- правленности, ибо писал тогда свое знаменитое произведение "Го- род солнца", оптимизировавшее укрепившийся его дух. Другой при- мер, более близкий по времени. В военных условиях люди слабого типа (с инертными, неуравновешенными процессами высшей нервной деятельности) должны были бы дать "нервные срывы", но под вли-
янием социальной героики он'л проявили не только решимость, под- вижность, пластичность и переключаемость нервных процессов, но и чудеса героизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Направленность личности» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»