У каждого человека различают отдельные виды памяти: словесно- логическую, образную и эмоциональную.
Виды памяти связаны с индивидуальными психологическими свой- ствами и характеризуют личность творца. Наиболее важна для твор- ческого человека так называемая образная память, заключающаяся в запечатлевании и последующем воссоздании представлений о ранее воспринятых объектах. Поэтому образную память, различавшуюся по анализаторам, - зрительную, слуховую, моторную и т.д. - иногда называют памятью представления. Физиологической основой пред- ставления является оживление (актуализация) следов ранее возни-
кавших чувственных образов. Представления - самостоятельные психические образования, непроецируемые во вне, чем и отличаются от психопатологических явлений, формальных психических рас- стройств (галлюцинаций), при которых больной во вне проецирует образ, возникший в его сознании, и воспринимает его как реально существующий.
Представления - это обобщенные образы предметов и явлений, ступени перехода от ощущения к мысли, от конкретного к абстракт- ному, от чувственного к логическому. В зависимости от преоблада- ния чувственных анализаторов, преимущественно задействованных в образовании представления, различают зрительные, слуховые, дви- гательные, осязательные, обонятельные и прочие виды представле- ний.
Подобно представлениям память классифицируется соответствен- но на зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и т.д.
С одного прослушивания, например, Моцарт, Глазунов, Рахмани- нов могли безошибочно воспроизвести сложные музыкальные произ- ведения. Густав Доре мог точно нарисовать детали увиденной од- нажды фотографии. Изумительной зрительной памятью обладали русские художники И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, М.А. Врубель и др.
Люди с преобладанием слуховой памяти предпочитают услышать информацию. Они лучше усваивают материал не тогда,когда запи- сывают, а когда слушают, ибо при включении зрительного анализа- тора происходит торможение слухового и наоборот. Двигательная память необходима любому актеру-исполнителю, особенно танцору, для освоения сложных динамических вариаций и активизации кине- тического анализатора, а также пианисту при разучивании произве- дения и чтения нот с листа.
Существуют лица с так называемой синестезией анализаторов. У них наблюдается содружественная работа анализаторов, например, слухового и зрительного. При восприятии зрительной информации оживляются "энграммы" (следы) звукового ряда, способствующие припоминанию информации. У лиц со словесно-логическим типом памяти появляются общие представления о содержании услышанно- го или прочитанного с определенными смысловыми блок-схемами, способствующими сохранению цепочки ассоциаций.
Очень важна для художника эмоциональная память, заключающа- яся в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Для актера особое значение эмоциональной памяти заключается в том, что она позволяет ему каждый раз по собственной воле воспро- изводить небходимые эмоции и чувства действующего лица и пере- живать их заново. Толчком для проявления эмоциональной памяти являются воспоминания о каких-либо событиях, сопровождающихся переживанием. Наряду с оживлением в памяти события восстанав- ливается и связанное с ним чувство - "эхо чувств". Эмоциональная
память является могучим стимулом сценических эмоций, вызываю- щих большой эмоциональный подъем и творческое удовлетворение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды памяти» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»