ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Психодиагностические методики
А. Систематизация конкретных методик исследования
Учитывая задачу системного построения личностно-ориентирован-
ной психокоррекции, нельзя удовлетворяться только линейными ис-
следованиями психологических особенностей в процессе изучения
испытуемых (по горизонтали), т.к. нужно выявить несколько уровней
профессиональной деятельности (по вертикали). Выделено несколь-
ко уровней объективизации наблюдений с позиций системного под-
хода (методом компетентных судей):

1. Информационно-экологический уровень (ИЭ), отражающий осо-
бенности научно-технического прогресса, связанные с интеллектуа-
лизацией умственного труда, автоматизацией и монотонней произ-
водства, а также с интенсификацией обучения (этот уровень иссле-
дуется с помощью опросников и анкетирования).

2. Социально-психологический уровень (СП) репрезентирующий
влияние микросоциальных факторов учебной и профессиональной
деятельности на течение нервно-психических расстройств (опросни-
ки, анкетирование).

3. Личностный уровень (Л) рассматривается с позиций функцио-
нально-динамической концепции К.К. Платонова, выделявшего четы-
ре подструктуры личности, каждая из них выражает присущую ей
направленность, опыт, индивидуальные свойства и биотипологичес-
кие особенности высшей нервной деятельности (используются пси-
хологические методы исследования эмоционально-волевой и интел-
лектуальной сферы личности, биопатографические опросники и ан-
кетирование).

Изложение методик исследования начнем с высших инстанций
личности, т.е. с первой (мотивационной) подструктуры, поскольку на

протекание и структуру деятельности человека весьма существенно
влияет мотивация, стимулы, побуждающие к деятельности, в частно-
сти, к учебной.

Уровень притязаний, являющийся важным образованием личнос-
ти, с которым связана самооценка и активность субъекта, определя-
ется по методике Б.В. Зейгарник (1973).

По результатам ее выявляется повышение или понижение уровня
притязаний, адекватность самооценки и ее устойчивость. Другим
способом изучения уровня притязаний является методика Хекхаузе-
на (1980, 1986) о выявлением характера направленности мотивов на
достижение успеха или на избежание неудачи.

Исследование содержательной структуры мотивации, понимание
ее и разработка способов психодиагностики основывается на пред-
ставлении о личности как иерархии реализуемых человеком деятель-
ностей (А.Н. Леонтьев).

Изучение структуры мотивации может производиться посредством
оценочной шкалы В.Э.Мильмана, на основании которой строится
мотивационный профиль личности по семи шкалам. Эти шкалы отра-
жают: мотивы поддержания жизнеобеспечения (П); мотивы комфорта
и безопасности (К); мотивы социального статуса, самооценки, само-
утверждения (С); мотивы направленности на общение (О); мотива-
цию активности, личностного включения в деятельность (Д); мотивы
творчески развивающей активности (ДР); мотивы социального вклю-
чения, общественно-полезной деятельности {ОД). .

Методика неоконченных предложений применяется для уточнения
особенностей личности в двенадцати сферах нарушений системы
отношений: на работе (мое начальство...), взаимоотношений с роди-
телями (думаю, что мой отец ...), перспектив на будущее (наступит
тот день...), так называемых "зон сильнейших конфликтов" (А.В. Исаев,
1969) (сделал бы все, чтобы забыть...) и т.д.

Исследование второй (навыковой) подструктуры включено в ис-
следование профессионального и учебного опыта. Для исследования
занятости, например студентов, используется хронометрия, данные
которой сам испытуемый заносит в так называемую хронокарту, учи-
тывающую время, потраченное на самообслуживание, дорогу, еду,
учебные занятия - групповые и индивидуальные,- общественную
работу, физкультуру и спорт, отдых, развлечения - посещение кино,
театра - и бесцельно потраченное время.

Для объективности мнений о профессиональных качествах лично-
сти используется метод обобщенных характеристик (К.К. Платонов).
Анкетирование у студентов проводится по вопросам посещаемости
занятий, сдачи заданий, самостоятельности в работе, интереса к
предмету, активности на семинаре, способности к предмету, направ-
ленности интересов, глубины усвоения курса, отношения к учебе,
внешней опрятности и дополнительных замечаний. Анкета заполняет-
ся преподавателем или представителем деканата.
Кроме того, использование вышеизложенных методик изучения

"уровня притязаний" и "самооценки" дает возможность установить
особенности эмоционально-волевой сферы и дополнительные сведе-
ния для изучения третьей подстуктуры личности испытуемых.

При исследовании памяти (А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Шогам, 1967)
дополнительно используются методики опосредованного запомина-
ния (по А.Н. Леонтьеву), пиктограмм, воспроизведения рассказов.

При исследовании мышления используются общеизвестные ме-
тодики классификации исключения предметов простых и сложных,
сравнения понятий, выделения существенных признаков, соотноше-
ния и толкования пословиц и фраз, заполнения пропущенных в тек-
сте слов.

Помимо данных психологического исследования изучаются физи-
ологические корреляты эмоциональных состояний, внешнее выраже-
ние эмоций - в движениях, голосе, вазомоторных сдвигах. Вегета-
тивные реакции при эмоциях фиксируются измерением артериаль-
ного давления, счетом пульса, исследованием дермографизма, об-
щего и ладонного гипергидроза, гиперрефлексии, тремора век и
пальцев рук в позе Ромберга и др. Мышечно-двигательные измене-
ния исследуются наблюдением своеобразных нарушений моторики,
выражающихся в общей мышечной скованности, нарушении коорди-
нации движений, в треморе, в скованности позы. Исследование пульса
и запись ЭКГ преследует цель - выявить наличие учащения пульсо-
вых сокращений на высоте эмоционального напряжения (150-180
ударов в минуту), либо иногда их урежение, появление аритмий.
Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных состояний
сложны, однако, можно установить наличие или отсутствие характер-
ных увеличений как высокочастотной, так и низкочастотной ритмики
биопотенциалов коры головного мозга.

Поскольку основой четвертой подструктуры по К.К. Платонову (1970,
1975) являются биопсихические и типологические особенности лич-
ности и качества темперамента индивида, то для исследования при-
меняются общеизвестные методы клинического сбора психоанамне-
за, наблюдения и расспроса, - биопатографический метод (Б.Н.
Бирман, 1957; Н.В. Левенков, 1962; К.М. Варшавский, 1973; Е.А.
Климов, 1975 и Я. Стреляу, 1982 и др.).

Для установления преобладания сигнальных систем выявлялись
повышенная впечатлительность, эмотивность, внушаемость, склон-
ность к фантазиям, преобладанию образного, конкретного мышле-
ния, художественные наклонности - для художественного типа или,
наоборот, наклонность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Сущность социометрических методик, заимствованных из работ
Дж. Морено, заключается в сравнении макроструктурных, простран-
ственных взаимоотношений с микроструктурными, скрытыми, внут-
ренними взаимоотношениями.

Для изучения интерперсональных взаимоотношений предлагают-
ся следующие вопросы (закрытое анкетирование):
1) С кем бы Вы хотели пойти в кино, театр?

2) С кем бы Вы хотели быть в дружбе из членов коллектива?

3) С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?

4) С кем бы Вы хотели вместе работать?
С помощью модификации метода Е.С. Кузьмина (1965), разрабо-
танной его учеником А. Самойловым (1965) устанавливается популяр-
ность членов группы (определяется количеством выбравших их лиц)
и авторитетность (определяется количеством выборов по всем кри-
териям). Чем больше совпадает шкала авторитетов по общности
выборов в отношении отдыха и работы, тем, следовательно, более
прочны и многосторонни взаимоотношения. Чем больше положитель-
ных выборов, тем гомфотернее, сплоченнее группа.

Для исследования психологических особенностей взаимоотноше-
ний членов группы, для изучения тенденции некоторых лиц к лидер-
ству, коллективистических или аутистических тенденций применяет-
ся вариант межличностной психодиагностики Т. Лири и вариант MMPJ
- миннесотского многопрофильного личностного теста (большой и
малый набор стандартизованной методики исследования личности
- СМИЛ в модификации Л.Н. Собчик, 1970).

Если перед психологом стоит задача выявить психофункциональ-
ные нарушения и психическую работоспособность в процессе психо-
коррекции, то с этой целью пользуются как общеизвестными экспе-
риментально-психологическими методами регистрации высших кор-
тикальных функций (№ 6, 7, 8, 9,), так и некоторыми оригинальными,
предложенными А.Н. Шогамом (№ 1,2,3,4), Е.14. Игнатьевым (№ 5),
Е.Р. Левиной (№ 10). Ввиду малоизвестности они излагаются нами
несколько подробнее.

Проводятся следующие экспериментально-психологические иссле-
дования:

Ms 1. Исследование конструктивно-пальцевых действий.
№ 2. Проба "многоточия",

№ 3. Исследование выработки условных гаптических рефлексов.
Ms 4. Сериальная динамометрия.
№ 5. Исследование простейших компонентов воли.
№ 6. Ассоциативный эксперимент.
№ 7. Корректурная проба.
№ 8. Исследование работоспособности.
№ 9. Исследование состояния мнестических процессов.
№ 10. Ассоциативно-эмотивный эксперимент.
Используются эти методики не случайно, так как они соответству-
ют основным требованиям, предъявляемым к современным методам
функциональной диагностики:

1. Они доступны в любых клинических условиях: ибо не требуют
специальной лабораторной обстановки и дорогостоящего оборудо-
вания, а потому могут быть применены любым врачом или практи-
ческим психологом для изучения психодинамики процесса личност-
ной коррекции.
2. Они дают возможность исследовать кортикальные функции в

динамике, во времени, с возможностью анализа кривой психической
работоспособности.

3. Все эти методики включают в себя характерный для функцио-
нальной диагностики принцип рабочей нагрузки.

4. Они позволяют выяснить скрытые субклинические нарушения и
компенсаторные возможности личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психодиагностические методики» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Магнитная гора
Действие и противодействие
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Выстрел на дне океана
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 709 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП