А. Систематизация конкретных методик исследования Учитывая задачу системного построения личностно-ориентирован- ной психокоррекции, нельзя удовлетворяться только линейными ис- следованиями психологических особенностей в процессе изучения испытуемых (по горизонтали), т.к. нужно выявить несколько уровней профессиональной деятельности (по вертикали). Выделено несколь- ко уровней объективизации наблюдений с позиций системного под- хода (методом компетентных судей):
1. Информационно-экологический уровень (ИЭ), отражающий осо- бенности научно-технического прогресса, связанные с интеллектуа- лизацией умственного труда, автоматизацией и монотонней произ- водства, а также с интенсификацией обучения (этот уровень иссле- дуется с помощью опросников и анкетирования).
2. Социально-психологический уровень (СП) репрезентирующий влияние микросоциальных факторов учебной и профессиональной деятельности на течение нервно-психических расстройств (опросни- ки, анкетирование).
3. Личностный уровень (Л) рассматривается с позиций функцио- нально-динамической концепции К.К. Платонова, выделявшего четы- ре подструктуры личности, каждая из них выражает присущую ей направленность, опыт, индивидуальные свойства и биотипологичес- кие особенности высшей нервной деятельности (используются пси- хологические методы исследования эмоционально-волевой и интел- лектуальной сферы личности, биопатографические опросники и ан- кетирование).
Изложение методик исследования начнем с высших инстанций личности, т.е. с первой (мотивационной) подструктуры, поскольку на
протекание и структуру деятельности человека весьма существенно влияет мотивация, стимулы, побуждающие к деятельности, в частно- сти, к учебной.
Уровень притязаний, являющийся важным образованием личнос- ти, с которым связана самооценка и активность субъекта, определя- ется по методике Б.В. Зейгарник (1973).
По результатам ее выявляется повышение или понижение уровня притязаний, адекватность самооценки и ее устойчивость. Другим способом изучения уровня притязаний является методика Хекхаузе- на (1980, 1986) о выявлением характера направленности мотивов на достижение успеха или на избежание неудачи.
Исследование содержательной структуры мотивации, понимание ее и разработка способов психодиагностики основывается на пред- ставлении о личности как иерархии реализуемых человеком деятель- ностей (А.Н. Леонтьев).
Изучение структуры мотивации может производиться посредством оценочной шкалы В.Э.Мильмана, на основании которой строится мотивационный профиль личности по семи шкалам. Эти шкалы отра- жают: мотивы поддержания жизнеобеспечения (П); мотивы комфорта и безопасности (К); мотивы социального статуса, самооценки, само- утверждения (С); мотивы направленности на общение (О); мотива- цию активности, личностного включения в деятельность (Д); мотивы творчески развивающей активности (ДР); мотивы социального вклю- чения, общественно-полезной деятельности {ОД). .
Методика неоконченных предложений применяется для уточнения особенностей личности в двенадцати сферах нарушений системы отношений: на работе (мое начальство...), взаимоотношений с роди- телями (думаю, что мой отец ...), перспектив на будущее (наступит тот день...), так называемых "зон сильнейших конфликтов" (А.В. Исаев, 1969) (сделал бы все, чтобы забыть...) и т.д.
Исследование второй (навыковой) подструктуры включено в ис- следование профессионального и учебного опыта. Для исследования занятости, например студентов, используется хронометрия, данные которой сам испытуемый заносит в так называемую хронокарту, учи- тывающую время, потраченное на самообслуживание, дорогу, еду, учебные занятия - групповые и индивидуальные,- общественную работу, физкультуру и спорт, отдых, развлечения - посещение кино, театра - и бесцельно потраченное время.
Для объективности мнений о профессиональных качествах лично- сти используется метод обобщенных характеристик (К.К. Платонов). Анкетирование у студентов проводится по вопросам посещаемости занятий, сдачи заданий, самостоятельности в работе, интереса к предмету, активности на семинаре, способности к предмету, направ- ленности интересов, глубины усвоения курса, отношения к учебе, внешней опрятности и дополнительных замечаний. Анкета заполняет- ся преподавателем или представителем деканата. Кроме того, использование вышеизложенных методик изучения
"уровня притязаний" и "самооценки" дает возможность установить особенности эмоционально-волевой сферы и дополнительные сведе- ния для изучения третьей подстуктуры личности испытуемых.
При исследовании памяти (А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Шогам, 1967) дополнительно используются методики опосредованного запомина- ния (по А.Н. Леонтьеву), пиктограмм, воспроизведения рассказов.
При исследовании мышления используются общеизвестные ме- тодики классификации исключения предметов простых и сложных, сравнения понятий, выделения существенных признаков, соотноше- ния и толкования пословиц и фраз, заполнения пропущенных в тек- сте слов.
Помимо данных психологического исследования изучаются физи- ологические корреляты эмоциональных состояний, внешнее выраже- ние эмоций - в движениях, голосе, вазомоторных сдвигах. Вегета- тивные реакции при эмоциях фиксируются измерением артериаль- ного давления, счетом пульса, исследованием дермографизма, об- щего и ладонного гипергидроза, гиперрефлексии, тремора век и пальцев рук в позе Ромберга и др. Мышечно-двигательные измене- ния исследуются наблюдением своеобразных нарушений моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, нарушении коорди- нации движений, в треморе, в скованности позы. Исследование пульса и запись ЭКГ преследует цель - выявить наличие учащения пульсо- вых сокращений на высоте эмоционального напряжения (150-180 ударов в минуту), либо иногда их урежение, появление аритмий. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных состояний сложны, однако, можно установить наличие или отсутствие характер- ных увеличений как высокочастотной, так и низкочастотной ритмики биопотенциалов коры головного мозга.
Поскольку основой четвертой подструктуры по К.К. Платонову (1970, 1975) являются биопсихические и типологические особенности лич- ности и качества темперамента индивида, то для исследования при- меняются общеизвестные методы клинического сбора психоанамне- за, наблюдения и расспроса, - биопатографический метод (Б.Н. Бирман, 1957; Н.В. Левенков, 1962; К.М. Варшавский, 1973; Е.А. Климов, 1975 и Я. Стреляу, 1982 и др.).
Для установления преобладания сигнальных систем выявлялись повышенная впечатлительность, эмотивность, внушаемость, склон- ность к фантазиям, преобладанию образного, конкретного мышле- ния, художественные наклонности - для художественного типа или, наоборот, наклонность к абстрактному, отвлеченному мышлению.
Сущность социометрических методик, заимствованных из работ Дж. Морено, заключается в сравнении макроструктурных, простран- ственных взаимоотношений с микроструктурными, скрытыми, внут- ренними взаимоотношениями.
Для изучения интерперсональных взаимоотношений предлагают- ся следующие вопросы (закрытое анкетирование): 1) С кем бы Вы хотели пойти в кино, театр?
2) С кем бы Вы хотели быть в дружбе из членов коллектива?
3) С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?
4) С кем бы Вы хотели вместе работать? С помощью модификации метода Е.С. Кузьмина (1965), разрабо- танной его учеником А. Самойловым (1965) устанавливается популяр- ность членов группы (определяется количеством выбравших их лиц) и авторитетность (определяется количеством выборов по всем кри- териям). Чем больше совпадает шкала авторитетов по общности выборов в отношении отдыха и работы, тем, следовательно, более прочны и многосторонни взаимоотношения. Чем больше положитель- ных выборов, тем гомфотернее, сплоченнее группа.
Для исследования психологических особенностей взаимоотноше- ний членов группы, для изучения тенденции некоторых лиц к лидер- ству, коллективистических или аутистических тенденций применяет- ся вариант межличностной психодиагностики Т. Лири и вариант MMPJ - миннесотского многопрофильного личностного теста (большой и малый набор стандартизованной методики исследования личности - СМИЛ в модификации Л.Н. Собчик, 1970).
Если перед психологом стоит задача выявить психофункциональ- ные нарушения и психическую работоспособность в процессе психо- коррекции, то с этой целью пользуются как общеизвестными экспе- риментально-психологическими методами регистрации высших кор- тикальных функций (№ 6, 7, 8, 9,), так и некоторыми оригинальными, предложенными А.Н. Шогамом (№ 1,2,3,4), Е.14. Игнатьевым (№ 5), Е.Р. Левиной (№ 10). Ввиду малоизвестности они излагаются нами несколько подробнее.
Проводятся следующие экспериментально-психологические иссле- дования:
Ms 1. Исследование конструктивно-пальцевых действий. № 2. Проба "многоточия",
№ 3. Исследование выработки условных гаптических рефлексов. Ms 4. Сериальная динамометрия. № 5. Исследование простейших компонентов воли. № 6. Ассоциативный эксперимент. № 7. Корректурная проба. № 8. Исследование работоспособности. № 9. Исследование состояния мнестических процессов. № 10. Ассоциативно-эмотивный эксперимент. Используются эти методики не случайно, так как они соответству- ют основным требованиям, предъявляемым к современным методам функциональной диагностики:
1. Они доступны в любых клинических условиях: ибо не требуют специальной лабораторной обстановки и дорогостоящего оборудо- вания, а потому могут быть применены любым врачом или практи- ческим психологом для изучения психодинамики процесса личност- ной коррекции. 2. Они дают возможность исследовать кортикальные функции в
динамике, во времени, с возможностью анализа кривой психической работоспособности.
3. Все эти методики включают в себя характерный для функцио- нальной диагностики принцип рабочей нагрузки.
4. Они позволяют выяснить скрытые субклинические нарушения и компенсаторные возможности личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психодиагностические методики» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»