Основными методами психологических исследований являются наблюдение и эксперимент, вспомогательными - методы эксперт- ных оценок, беседы, анкетирования и интервьюирования, самонаб- людения и тестирования. Достоинство наблюдения заключается в естественности ситуаций, предполагающих непреднамеренное пове- дение субъекта или группы испытуемых. К недостаткам наблюдения относится, помимо трудоемкости, трудность улавливания типических черт и недостаточность фиксации единичных проявлений.
Экспериментальное исследование существенно дополняет и ис- правляет недостатки наблюдения, преимущество эксперимента так- же и в том, что он дает возможность проследить зависимость того или иного психического явления от условий проведения его. Разли- чают лабораторный и естественный эксперимент. С помощью, на- пример, лабораторного эксперимента можно изучать и оценивать состояние психических процессов памяти, внимания и др., естествен- ный эксперимент, позволяющий исключить искусственность лабора- торной обстановки, целесообразно применять при исследовании психических явлений в обычных условиях урока, игры или иной де- ятельности, в том числе и профессиональной.
Примыкает к основным методам, и, в частности, к наблюдению, так называемый анализ продуктов деятельности. Например, анализ художественного творчества, объективирующий и дополняющий ин- троспективность и ограниченность методов самонаблюдения и само- описания (дневников).
К вспомогательным методам психологических исследований отно- сятся методы беседы, интервью и анкетирования (тот же опрос, но по структурированным вопросникам). Эти методы помогают уточне- нию изучаемых психических явлений или личностных свойств испы- туемых. Широко применяется в психологии и метод экспертных оце- нок, квантифицированных степенью выраженности тех или иных свойств (метод полярных баллов) и квалифицируемых описанием независимыми экспертами качественных характеристик этих свойств. (метод обобщения независимых характеристик). В качестве вспомо- гательных методов могут использоваться и методы самонаблюдения и самооценок для изучения, например, динамики психической рабо- тоспособности по самочувствию, активности и настроению (анкета САН по В.А. Доскину - Маттезиус), а также метод тестов. Тестиро- вание (тест в переводе на русский язык означает проба или испы- тание), как и самонаблюдение, не могут дискредитировать получен- ные объективные данные, особенно, если они применяются в комп- лексе и в сочетании с другими методами. Тогда справедливо выска-
зывание К.К. Платонова, что "нет плохих тестов, есть плохие интер- претаторы".
Для правильной и эффективной интерпретации следует произво- дить изучение результатов конкретных методик психологического исследования с соблюдением принципа этапнооти: первый этап - подготовительный (подготовка средств и материалов исследования), второй этап - собственно экспериментальный с реализацией при- менения конкретных методик и экспериментальных серий, третий этап - количественная обработка данных с применением различных математико-статистических методов и четветрый этап - интерпрета- ция полученных данных на основе гипотез и избранной методологии, предполагающей, в частности, соблюдение принципа генетического (исторического) изучения психических фактов (А.Н. Леонтьев, А.В.- Петровский).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные методы психологических исследований» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»