ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Подструктуры сознания
Сознание - это единство всех психических процессов, состояний
и свойств человека как личности. Оно представляет собой очень слож-
ный процесс активного отражения и духовного освоения мира. Созна-
ние как интегратор всех психических процессов в них же и проявля-
ется и представляет собой единство всех трех его атрибутов: знания
и переживаний человека, и его отношения к тому, что он отражает.

Категории личности и деятельности тесно связаны с категорией
сознания принципом единства сознания личности и деятельности:
личность - это человек как носитель сознания, деятельность - это
взаимодействие человека и мира, в процессе которого он достигает
сознательно им поставленных целей. Включение сознания как психо-
логической категории в философскую категорию "отражения" и ана-
лиз связи сознания с другими формами психического отражения и
психическими явлениями (то есть с еще двумя психологическими
категориями) позволяет и уточнить, и глубже раскрыть это явление
и отражающее его понятие.

После симпозиума по проблемам сознания^, стало общепризнан-
ным, что "сознание - это высшая форма отражения; не просто сумма
отдельных психических функций"^. Но для понимания дальнейшего

' Проблемы сознания. / Материалы симпозиума. - М., 1966.

' Сознание. / Материалы обсуждения проблемы сознания на симпозиуме
1-3 июня 1966 г. в Москве. - М" 1967. - С.305.

необходимо уточнить субъективное, как наиболее существенное от-
личие психического отражения, развившегося у животных на опреде-
ленной ступени филогенеза, от имевшегося ранее у них физиологи-
ческого отражения, и идеальное, как отличие сознания человека от
психики животных.

Субъеггивное - это обязательный компонент любого психичес-
кого явления как формы психического отражения. Именно появление
самого элементарного субъективного знаменовало у животных появ-
ление на основе физиологических форм отражения, и в частности
раздражительности, пусть простейшей, но психической его формы.
Есть вое основания считать, что ранее всего это была простейшая
полярная эмоция в форме переживания.

Идеальное - это высшее проявление субъективного, свойствен-
ное только человеку. Оно имеет два атрибута: во-первых, субъектив-
ный образ ранее познанного, познаваемого или созданного вообра-
жением как ожидаемого и ставшего целью деятельности, во-вторых,
это осознанное субъективное противопоставление "Я" и "НЕ Я°. Иде-
альное является осознанным компонентом познания и отношений как
атрибутов сознания. Переживания, не связанные с познанием и от-
ношениями, субъективны, но не идеальны.

Потому все идеальное - субъективно, но не все субъективное,
даже у человека, - идеально. В первые моменты пробуждения (это
особо отчетливо можно наблюдать при пробуждении из наркоза или
обморока) ранее возвращается субъективное, чем идеальное. Субъек-
тивное имеется у пятимесячного плода, вынутого из чрева матери, а
идеальное появляется у ребенка в процессе его игровой деятельно-
сти. (П.К. Анохин, 1966)

Человечество получило "идеал в виде посоха" (М. Горький), "мо-
рального костыля". Именно наличие идеального образа наиболее
отличает, как писал К. Маркс, ткача от паука и архитектора от пчелы,
а иначе говоря, человека, обладающего сознанием, от животных,
обладающих психикой, еще не ставшей сознанием. Противопостав-
ление "Я* и "НЕ Я" лежит в основе самосознания и завершается
чувством долга, основанном на понимании своей роли в обществе.

Сознание, взятое за целое, имеет четыре подструктуры, необхо-
димые и достаточные для того, чтобы в них уложились все его про-
явления как элементы (по К.К. Платонову).

1 -я подструктура - атрибуты сознания, вне которых оно не суще-
ствует: переживание, познание и отношение. В эмоциях и чувствах
более проявляются переживания и отношения, в ощущениях, вос-
приятиях и в мышлении - познание, в воле - отношения, которые
вообще представляют собой своеобразную "обратную связь" отра-
жения с миром. Но когда речь идет о сознании в целом, оно всегда,
хотя и в разных соотношениях, включает в себя все три свои атри-
бута.

2-я подструктура - функции познания как субъективный компо-
нент психических функций: эмоций, ощущений, мышления, восприя

тий, чувств, воли, памяти, одновременно являющихся и формами
психического отражения у человека, активируемыми потребностями,
организуемыми и управляемыми вниманием, и объективизируемыми
психомоторикой, и являющихся в своей совокупности психикой чело-
века. Вот почему сознание не может отождествляться со всей психи-
кой человека как это нередко делается, а должно пониматься как
целостный субъективный компонент психики человека. Поэтому же
существует принцип единства (а не тождества) сознания и деятель-
ности, в том числе и внутренней, идеальной, и внешней, предметной
деятельности.

3-я подструктура - динамика стойкости сознания: от кратковре-
менных и реактивных процессов сознания, через более стойкие со-
стояния до наиболее стойких личностных свойств сознания.

4-я подструктура - уровень ясности сознания: от полной потери
сознания во время обморока или под наркозом, через различные
психические, но неосознанные явления (о них речь ниже), патологи-
ческие изменения и явления спутанного сознания, до явлений ясного
сознания, высшими формами которого являются вдохновение и твор-
ческое озарение.

В структуре каждого акта сознания - как акта психического отра-
жения человеком мира, - являющегося срезом потока сознания,
всегда участвуют элементы этих четырех подструктур, но в их раз-
личном соотношении.

Изложенная система понятий подвела к структуре ясности созна-
ния, т.е. к основной проблеме так называемого 'бессознательного".

В истории философии и психологии термин бессознательного
был всегда оплотом идеализма. Так было со времени концепции
Платона (о наличии в душе человека скрытых идей, о которых он сам
может и не подозревать) и Августина, и вплоть до Гартмана, подвед-
шего в 1869 году обзор-итог пониманий бессознательного. Термин
подсознательное, впервые примененный в 1776 году Э. Плятнёром\
иногда в дальнейшем рассматриваемый как синоним предыдущего и
более распространенного термина. Он был уточнен Фехнером, введ-
шим понятие "порога сознания", как подпороговое. Фехнеру принад-
лежит получивший широкое распространение образ "души-айсбер-
га", большая часть которого под водой, управляемого подводными
течениями. Этот термин лег в основу гормической (глубинной) пси-
хологии и сомкнулся у Фрейда (1915) и его последователей с психо-
анализом и "топографическим" пониманием психики^, в котором под-
сознание приобрело во "внутрипсихическом пространстве" опреде-
ляющее положение.

Вот почему, не игнорируя большого числа уже хорошо изученных,
и пожалуй, еще большего числа малоизученных феноменов, которы-

' Напчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы
интуитивного познания. - М.: Мысль, 1972. - С. 250.

" Фрейм 3. Лекцми по введению в психоанализ. - М.-Л., 1923.

ми оперировали авторы, пользующиеся для их объяснения термина-
ми бес- и подсознательное, более правильно называть эти явления
неосознанными. Придавая им большое значение и в жизни человека,
и, в частности, в формировании личности и даже подчеркивая недо-
статок внимания к ним, их нельзя считать главными в психике чело-
века, которая в основном - сознательна. Более того, она именно
потому и стала человеческой психикой, что сделалась сознательной,
хотя содержание ее менялось и будет и впредь беспрерывно изме-
няться.

Осознанность и неосознанность психических явлений у человека
не является альтернативой, а имеет в соответствии со степенью
ясности сознания прогредиентные переходы. Более того, обычное,
повседневное, практически одинаковое сознание фактически беспре-
рывно меняет степень своей ясности, не только уменьшая ее до так
называемых просоночных состояний и сна, но и увеличивая ее в
периоды творчества.

Однако понятию неосознаваемых компонентов психики лучше про-
тивопоставлять осознаваемые компоненты, а не сознательные, имен-
но потому, что между ними "нет пропасти"'.

Поэтому Ф.В. Бассин в заголовке своей книги, посвященной про-
блеме, взял слово "бессознательное" в кавычки и ввел подзаголовок.
Понятие "высшая нервная деятельность" объединяет понятия "психи-
ка" и "корковая нейродинамика", и в этом втором, но полноправном
смысле, как синониме "физиологии высшей нервной деятельности,
она не может быть ни осознанной, ни неосознанной"^.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подструктуры сознания» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття і класифікація модемів
Індекс прибутковості
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Системи передачі даних
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП