Сознание - это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Оно представляет собой очень слож- ный процесс активного отражения и духовного освоения мира. Созна- ние как интегратор всех психических процессов в них же и проявля- ется и представляет собой единство всех трех его атрибутов: знания и переживаний человека, и его отношения к тому, что он отражает.
Категории личности и деятельности тесно связаны с категорией сознания принципом единства сознания личности и деятельности: личность - это человек как носитель сознания, деятельность - это взаимодействие человека и мира, в процессе которого он достигает сознательно им поставленных целей. Включение сознания как психо- логической категории в философскую категорию "отражения" и ана- лиз связи сознания с другими формами психического отражения и психическими явлениями (то есть с еще двумя психологическими категориями) позволяет и уточнить, и глубже раскрыть это явление и отражающее его понятие.
После симпозиума по проблемам сознания^, стало общепризнан- ным, что "сознание - это высшая форма отражения; не просто сумма отдельных психических функций"^. Но для понимания дальнейшего
' Проблемы сознания. / Материалы симпозиума. - М., 1966.
' Сознание. / Материалы обсуждения проблемы сознания на симпозиуме 1-3 июня 1966 г. в Москве. - М" 1967. - С.305.
необходимо уточнить субъективное, как наиболее существенное от- личие психического отражения, развившегося у животных на опреде- ленной ступени филогенеза, от имевшегося ранее у них физиологи- ческого отражения, и идеальное, как отличие сознания человека от психики животных.
Субъеггивное - это обязательный компонент любого психичес- кого явления как формы психического отражения. Именно появление самого элементарного субъективного знаменовало у животных появ- ление на основе физиологических форм отражения, и в частности раздражительности, пусть простейшей, но психической его формы. Есть вое основания считать, что ранее всего это была простейшая полярная эмоция в форме переживания.
Идеальное - это высшее проявление субъективного, свойствен- ное только человеку. Оно имеет два атрибута: во-первых, субъектив- ный образ ранее познанного, познаваемого или созданного вообра- жением как ожидаемого и ставшего целью деятельности, во-вторых, это осознанное субъективное противопоставление "Я" и "НЕ Я°. Иде- альное является осознанным компонентом познания и отношений как атрибутов сознания. Переживания, не связанные с познанием и от- ношениями, субъективны, но не идеальны.
Потому все идеальное - субъективно, но не все субъективное, даже у человека, - идеально. В первые моменты пробуждения (это особо отчетливо можно наблюдать при пробуждении из наркоза или обморока) ранее возвращается субъективное, чем идеальное. Субъек- тивное имеется у пятимесячного плода, вынутого из чрева матери, а идеальное появляется у ребенка в процессе его игровой деятельно- сти. (П.К. Анохин, 1966)
Человечество получило "идеал в виде посоха" (М. Горький), "мо- рального костыля". Именно наличие идеального образа наиболее отличает, как писал К. Маркс, ткача от паука и архитектора от пчелы, а иначе говоря, человека, обладающего сознанием, от животных, обладающих психикой, еще не ставшей сознанием. Противопостав- ление "Я* и "НЕ Я" лежит в основе самосознания и завершается чувством долга, основанном на понимании своей роли в обществе.
Сознание, взятое за целое, имеет четыре подструктуры, необхо- димые и достаточные для того, чтобы в них уложились все его про- явления как элементы (по К.К. Платонову).
1 -я подструктура - атрибуты сознания, вне которых оно не суще- ствует: переживание, познание и отношение. В эмоциях и чувствах более проявляются переживания и отношения, в ощущениях, вос- приятиях и в мышлении - познание, в воле - отношения, которые вообще представляют собой своеобразную "обратную связь" отра- жения с миром. Но когда речь идет о сознании в целом, оно всегда, хотя и в разных соотношениях, включает в себя все три свои атри- бута.
2-я подструктура - функции познания как субъективный компо- нент психических функций: эмоций, ощущений, мышления, восприя
тий, чувств, воли, памяти, одновременно являющихся и формами психического отражения у человека, активируемыми потребностями, организуемыми и управляемыми вниманием, и объективизируемыми психомоторикой, и являющихся в своей совокупности психикой чело- века. Вот почему сознание не может отождествляться со всей психи- кой человека как это нередко делается, а должно пониматься как целостный субъективный компонент психики человека. Поэтому же существует принцип единства (а не тождества) сознания и деятель- ности, в том числе и внутренней, идеальной, и внешней, предметной деятельности.
3-я подструктура - динамика стойкости сознания: от кратковре- менных и реактивных процессов сознания, через более стойкие со- стояния до наиболее стойких личностных свойств сознания.
4-я подструктура - уровень ясности сознания: от полной потери сознания во время обморока или под наркозом, через различные психические, но неосознанные явления (о них речь ниже), патологи- ческие изменения и явления спутанного сознания, до явлений ясного сознания, высшими формами которого являются вдохновение и твор- ческое озарение.
В структуре каждого акта сознания - как акта психического отра- жения человеком мира, - являющегося срезом потока сознания, всегда участвуют элементы этих четырех подструктур, но в их раз- личном соотношении.
Изложенная система понятий подвела к структуре ясности созна- ния, т.е. к основной проблеме так называемого 'бессознательного".
В истории философии и психологии термин бессознательного был всегда оплотом идеализма. Так было со времени концепции Платона (о наличии в душе человека скрытых идей, о которых он сам может и не подозревать) и Августина, и вплоть до Гартмана, подвед- шего в 1869 году обзор-итог пониманий бессознательного. Термин подсознательное, впервые примененный в 1776 году Э. Плятнёром\ иногда в дальнейшем рассматриваемый как синоним предыдущего и более распространенного термина. Он был уточнен Фехнером, введ- шим понятие "порога сознания", как подпороговое. Фехнеру принад- лежит получивший широкое распространение образ "души-айсбер- га", большая часть которого под водой, управляемого подводными течениями. Этот термин лег в основу гормической (глубинной) пси- хологии и сомкнулся у Фрейда (1915) и его последователей с психо- анализом и "топографическим" пониманием психики^, в котором под- сознание приобрело во "внутрипсихическом пространстве" опреде- ляющее положение.
Вот почему, не игнорируя большого числа уже хорошо изученных, и пожалуй, еще большего числа малоизученных феноменов, которы-
' Напчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. - М.: Мысль, 1972. - С. 250.
" Фрейм 3. Лекцми по введению в психоанализ. - М.-Л., 1923.
ми оперировали авторы, пользующиеся для их объяснения термина- ми бес- и подсознательное, более правильно называть эти явления неосознанными. Придавая им большое значение и в жизни человека, и, в частности, в формировании личности и даже подчеркивая недо- статок внимания к ним, их нельзя считать главными в психике чело- века, которая в основном - сознательна. Более того, она именно потому и стала человеческой психикой, что сделалась сознательной, хотя содержание ее менялось и будет и впредь беспрерывно изме- няться.
Осознанность и неосознанность психических явлений у человека не является альтернативой, а имеет в соответствии со степенью ясности сознания прогредиентные переходы. Более того, обычное, повседневное, практически одинаковое сознание фактически беспре- рывно меняет степень своей ясности, не только уменьшая ее до так называемых просоночных состояний и сна, но и увеличивая ее в периоды творчества.
Однако понятию неосознаваемых компонентов психики лучше про- тивопоставлять осознаваемые компоненты, а не сознательные, имен- но потому, что между ними "нет пропасти"'.
Поэтому Ф.В. Бассин в заголовке своей книги, посвященной про- блеме, взял слово "бессознательное" в кавычки и ввел подзаголовок. Понятие "высшая нервная деятельность" объединяет понятия "психи- ка" и "корковая нейродинамика", и в этом втором, но полноправном смысле, как синониме "физиологии высшей нервной деятельности, она не может быть ни осознанной, ни неосознанной"^.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подструктуры сознания» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»