Возникновение медико-психологических знаний и предмет медицинской психологии
Возникновение медико-психологических взглядов началось еще в донаучную эру. Достаточно указать на Гиппократа, великого врача и мыслителя древней Эллады, создавшего, в частности, первые опи- сания типов человеческих индивидуальностей по особенностям тем' перамента. Знаменитая клятва Гиппократа является образцом эти-; ко-деонтологических поисков и истинного медико-психологического подхода к личности больного человека, к самому врачебному искус- ству и к правилам взаимоотношений врача и пациента. Приведем цитату из этой клятвы: "Клянусь Аполлоном, врачами Асклепием, Гигеей и Манакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно своим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научив- шего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах: его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоз- мездно и без всякого договора: наставления, устные уроки и все
остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учи- теля и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздержи- ваясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении, а также и без лечения, - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда- либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жиз- ни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, престу- пающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
В днаучную эру шаманско-религиозного и мистического понима- ния психологии существовала практика магического воздействия на человека, в том числе и на заболевшего, с помощью различных ва- риантов словесного и невербального внушения (суггестии). В релик- товых папирусах древнего Египта обнаружены тексты целебных зак- линаний от ста различных заболеваний. Традиционная медицина Востока (Китай, Индия, Япония) особое внимание уделяла взаимоот- ношениям души и тела, то есть тем взаимоотношениям, которые современная медицина называет психосоматическими.
Духовная практика древнеиндийских йогов привела их к нахожде- нию практических способов психической саморегуляции, положенных в основу современных вариантов аутогенной тренировки, ныне широ- ко применяемых как для профилактики нервно-психического пере- напряжения у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, учащихся и др.), так и для психотерапии пограничных психических расстройств.
Этико-деонтологическим правилам взаимоотношений врача и боль- ного учили в медицинских школах древней Персии, выпускавших врачей трех профилей: "исцелителей ножом" (хирургов), "исцелите- лей законом" ( т.н. "мастера здоровья", занимавшиеся устранением причин болезней), и 'исцелителей святостью" (психотерапевтов). Древнеримскому мыслителю Цицерону приписываются слова, поло- женные в основу повседневного современного врачевания: "Не вре- ди!"
Знаменитый таджикский врач Авиценна, автор прославленной книги "Канон врачебной науки", давая рекомендации "одновременно как для души, так и для тела", заложил основы профилактики и развития мер охраны психического и телесного здоровья, основан- ных на прогрессивном по тому времени утверждении, что "местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг". Последующее развитие анатомии (Андрей Везалий), изучение кровообращения (Гарвей), расцвет итальянских медицинских школ в Падуе и Пизе, открытие Королевского колледжа в Лондоне способ-
стаовапо углублению медицинских знаний и развитию параклини- ческих методов исоледования больных.
В девятнадцатом веке все большее внимание уделяется изучению психических влияний на организм французскими учеными Бернгей- мом и Шарко, русскими врачами - хурургом Н.И. Пироговым, тера- певтами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, В.А. Манассеиным, С.П. Боткиным и психиатрами И.М. Балинским, С.С. Корсаковым и др.
Известно тонкое психологическое наблюдение М.Я. Мудрова, опи- санное в его книге "Слово о способе учить и учиться медицине": "Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной испытал и знает, каков ты. Из всего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее".
Большой вклад в развитие медико-психологических знаний и естественно-научного становления медицинской психологии как на- уки внесли великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов.
В своей книге "Рефлексы головного мозга" И.М. Сеченов создал теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организ- ма и внешней среды. Так, например, в работе "Элементы мысли" И.М. Сеченов, писал, например, следующее: "Организм без его внеш- ней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на-него". И.П. Павлов, возведя рефлекторную теорию И.М. Сеченова в экспериментально-обоснованную науку, создал учение о высшей нервной деятельности, дал обоснование физиологической сущности типов нервной системы, некоторых видов психотерапии (внушения и гипноза), показал динамический характер локализации функций го- ловного мозга и т.д.
Великий русский психиатр В.М. Бехтерев открыл первую экспе-
риментально-психологическую лабораторию в России в 1885 г. при медицинском факультете Казанского университета, внес огромный вклад в развитие медицинской психологии и психотерапии. Его уче- ники и последователи, сотрудники Научно-исследовательского пси- хо-неврологического института им. В.М. Бехтерева (В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарский и др.) являются основоположниками нового современного этапа развития медицинской психологии. Этот этап характеризуется интеграцией медицинской психологии с другими отраслями специальной психо- логии, в частности, психологии личности, социальной психологии, обоснованием методов патогенетической психотерапии неврозов и пограничных состояний, развитием междисциплинарных связей пси- хологии с другими отраслями научных знаний (экология, психогиги- ена, кибернетика, эргономика).
Вместе с теорией медицинской психологии получили дальнейшее развитие и методы психокоррекции и психотерапии, благодаря, в частности, возникновению кафедр психотерапии при институтах усо-
вершенствования врачей в Харькове, Москве и Ленинграде.
Усовершенствование врачей в порядке последипломного образо- вания по медицинской психологии и психотерапии, внедрение меди- ко-психологических знаний в трудовую и учебную деятельность здо- рового человека, способствовало многоаспектному развитию меди- цинской психологии на современном этапе, приближающемуся к обеспечению ВОЗовского понимания здоровья, как "состояния че- ловека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социаль- ное благополучие".
Итак психология - наука о внутреннем, душевном мире человека, изучающая психические процессы, психические состояния и психи- ческие свойства личности. Если обшая психология занимается изу- чением нормальных психических явлений и личностных свойств чело- века, то медицинская психология, является одной из разновиднос- тей специальной психологии и прикладной отраслью медицинской практики. Основным содержанием медицинской психологии как на- уки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э. Кречмеру, психологический анализ природы болезней, шире го- воря, предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы лечебных психологичес- ких влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих обслу- живанию больного, в частности в системе "врач-медработник-па- циент".
В свою очередь, сама медицинская психология может быть раз- делена на общую и частную (или специальную). Общая медицинская психология изучает психологические закономерности больного чело- века, психологию медработников (врача, среднего и младшего мед- персонала), психологию повседневного общения в системе "врач- больной", особенности психологической атмосферы лечебно-профи- лактических учреждений.
Частная медицинская психология занимается изучением психоло- гических аспектов болезней, например, в клинике внутренних болез- ней, хирургии, урологии, акушерстве, гинекологии, эндокринологии, дермато-венерологии, в геронтологии, при нервных и инфекционных заболеваниях и т. п. Поскольку существенным разделом мед. психо- логии являются мероприятия по сохранению и укреплению здоровья человека, то мед. психология тесно переплетается с практикой пси- хогигиены и поихопрофилактики. Если некоторые психиатры (Л.Л. Рохлин, Н.В. Иванов) считают психогигиену частью психиатрии, то медицинские психологи (Б.Д. Карвасарский, К.К. Платонов), гигие- нисты (И.И. Беляев), психотерапевты (И.З. Вельвовский) склонны
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возникновение медико-психологических знаний и предмет медицинской психологии» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»