ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Возникновение медико-психологических знаний и предмет медицинской психологии
Возникновение медико-психологических взглядов началось еще в
донаучную эру. Достаточно указать на Гиппократа, великого врача и
мыслителя древней Эллады, создавшего, в частности, первые опи-
сания типов человеческих индивидуальностей по особенностям тем'
перамента. Знаменитая клятва Гиппократа является образцом эти-;
ко-деонтологических поисков и истинного медико-психологического
подхода к личности больного человека, к самому врачебному искус-
ству и к правилам взаимоотношений врача и пациента. Приведем
цитату из этой клятвы: "Клянусь Аполлоном, врачами Асклепием,
Гигеей и Манакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели,
исполнять честно, соответственно своим силам и моему разумению,
следующую присягу и письменное обязательство: считать научив-
шего меня врачебному искусству наравне с моими родителями,
делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать
ему в его нуждах: его потомство считать своими братьями и это
искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоз-
мездно и без всякого договора: наставления, устные уроки и все

остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учи-
теля и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону
медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их
выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздержи-
ваясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Чисто и
непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой
бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек
от всякого намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от
любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении, а также и без лечения, - я ни увидел или
ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-
либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жиз-
ни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, престу-
пающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

В днаучную эру шаманско-религиозного и мистического понима-
ния психологии существовала практика магического воздействия на
человека, в том числе и на заболевшего, с помощью различных ва-
риантов словесного и невербального внушения (суггестии). В релик-
товых папирусах древнего Египта обнаружены тексты целебных зак-
линаний от ста различных заболеваний. Традиционная медицина
Востока (Китай, Индия, Япония) особое внимание уделяла взаимоот-
ношениям души и тела, то есть тем взаимоотношениям, которые
современная медицина называет психосоматическими.

Духовная практика древнеиндийских йогов привела их к нахожде-
нию практических способов психической саморегуляции, положенных
в основу современных вариантов аутогенной тренировки, ныне широ-
ко применяемых как для профилактики нервно-психического пере-
напряжения у здоровых лиц (летчиков, спортсменов, учащихся и др.),
так и для психотерапии пограничных психических расстройств.

Этико-деонтологическим правилам взаимоотношений врача и боль-
ного учили в медицинских школах древней Персии, выпускавших
врачей трех профилей: "исцелителей ножом" (хирургов), "исцелите-
лей законом" ( т.н. "мастера здоровья", занимавшиеся устранением
причин болезней), и 'исцелителей святостью" (психотерапевтов).
Древнеримскому мыслителю Цицерону приписываются слова, поло-
женные в основу повседневного современного врачевания: "Не вре-
ди!"

Знаменитый таджикский врач Авиценна, автор прославленной
книги "Канон врачебной науки", давая рекомендации "одновременно
как для души, так и для тела", заложил основы профилактики и
развития мер охраны психического и телесного здоровья, основан-
ных на прогрессивном по тому времени утверждении, что "местом
пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг".
Последующее развитие анатомии (Андрей Везалий), изучение
кровообращения (Гарвей), расцвет итальянских медицинских школ в
Падуе и Пизе, открытие Королевского колледжа в Лондоне способ-

стаовапо углублению медицинских знаний и развитию параклини-
ческих методов исоледования больных.

В девятнадцатом веке все большее внимание уделяется изучению
психических влияний на организм французскими учеными Бернгей-
мом и Шарко, русскими врачами - хурургом Н.И. Пироговым, тера-
певтами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьиным, В.А. Манассеиным, С.П.
Боткиным и психиатрами И.М. Балинским, С.С. Корсаковым и др.

Известно тонкое психологическое наблюдение М.Я. Мудрова, опи-
санное в его книге "Слово о способе учить и учиться медицине":
"Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, но ведай, что и
больной испытал и знает, каков ты. Из всего ты заключить можешь,
какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели
больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а
сие для врача всего важнее".

Большой вклад в развитие медико-психологических знаний и
естественно-научного становления медицинской психологии как на-
уки внесли великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

В своей книге "Рефлексы головного мозга" И.М. Сеченов создал
теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организ-
ма и внешней среды. Так, например, в работе "Элементы мысли"
И.М. Сеченов, писал, например, следующее: "Организм без его внеш-
ней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в
научное определение организма должна входить и среда, влияющая
на-него". И.П. Павлов, возведя рефлекторную теорию И.М. Сеченова
в экспериментально-обоснованную науку, создал учение о высшей
нервной деятельности, дал обоснование физиологической сущности
типов нервной системы, некоторых видов психотерапии (внушения и
гипноза), показал динамический характер локализации функций го-
ловного мозга и т.д.

Великий русский психиатр В.М. Бехтерев открыл первую экспе-

риментально-психологическую лабораторию в России в 1885 г. при
медицинском факультете Казанского университета, внес огромный
вклад в развитие медицинской психологии и психотерапии. Его уче-
ники и последователи, сотрудники Научно-исследовательского пси-
хо-неврологического института им. В.М. Бехтерева (В.Н. Мясищев,
М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарский и др.)
являются основоположниками нового современного этапа развития
медицинской психологии. Этот этап характеризуется интеграцией
медицинской психологии с другими отраслями специальной психо-
логии, в частности, психологии личности, социальной психологии,
обоснованием методов патогенетической психотерапии неврозов и
пограничных состояний, развитием междисциплинарных связей пси-
хологии с другими отраслями научных знаний (экология, психогиги-
ена, кибернетика, эргономика).

Вместе с теорией медицинской психологии получили дальнейшее
развитие и методы психокоррекции и психотерапии, благодаря, в
частности, возникновению кафедр психотерапии при институтах усо-

вершенствования врачей в Харькове, Москве и Ленинграде.

Усовершенствование врачей в порядке последипломного образо-
вания по медицинской психологии и психотерапии, внедрение меди-
ко-психологических знаний в трудовую и учебную деятельность здо-
рового человека, способствовало многоаспектному развитию меди-
цинской психологии на современном этапе, приближающемуся к
обеспечению ВОЗовского понимания здоровья, как "состояния че-
ловека, которому свойственно не только отсутствие болезней или
физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социаль-
ное благополучие".

Итак психология - наука о внутреннем, душевном мире человека,
изучающая психические процессы, психические состояния и психи-
ческие свойства личности. Если обшая психология занимается изу-
чением нормальных психических явлений и личностных свойств чело-
века, то медицинская психология, является одной из разновиднос-
тей специальной психологии и прикладной отраслью медицинской
практики. Основным содержанием медицинской психологии как на-
уки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по
Э. Кречмеру, психологический анализ природы болезней, шире го-
воря, предметом медицинской психологии являются многообразные
особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь,
а также обеспечение оптимальной системы лечебных психологичес-
ких влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих обслу-
живанию больного, в частности в системе "врач-медработник-па-
циент".

В свою очередь, сама медицинская психология может быть раз-
делена на общую и частную (или специальную). Общая медицинская
психология изучает психологические закономерности больного чело-
века, психологию медработников (врача, среднего и младшего мед-
персонала), психологию повседневного общения в системе "врач-
больной", особенности психологической атмосферы лечебно-профи-
лактических учреждений.

Частная медицинская психология занимается изучением психоло-
гических аспектов болезней, например, в клинике внутренних болез-
ней, хирургии, урологии, акушерстве, гинекологии, эндокринологии,
дермато-венерологии, в геронтологии, при нервных и инфекционных
заболеваниях и т. п. Поскольку существенным разделом мед. психо-
логии являются мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
человека, то мед. психология тесно переплетается с практикой пси-
хогигиены и поихопрофилактики. Если некоторые психиатры (Л.Л.
Рохлин, Н.В. Иванов) считают психогигиену частью психиатрии, то
медицинские психологи (Б.Д. Карвасарский, К.К. Платонов), гигие-
нисты (И.И. Беляев), психотерапевты (И.З. Вельвовский) склонны

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возникновение медико-психологических знаний и предмет медицинской психологии» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Стандарти пейджингового зв’язку
СПОСОБИ РЕАЛІЗАЦІЇ ІНВЕСТИЦІЙНИХ ПРОЕКТІВ
Аудит резервного капіталу


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1510 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП