Структуры и наполнение Субъектной Информационной Модели, определяющей собой состояние психики и поведенческие проявления в жизнедеятельности любого субъекта, наследуются лишь частично (видоспецифичные и породные стереотипные формы поведения). Информация, описывающая приспособление животного к конкретным условиям жизни, формируется в процессе накопления жизненного опыта и у собак в целом складывается в течение первого года жизни, до наступления половой, психологической и социальной зрелости. В дальнейшем информационное наполнение Модели лишь корректируется и уточняется за счет приспособления к нестандартным ситуациям, однако этот процесс протекает гораздо менее эффективно, чем в раннем возрасте. Структуры же Модели, описывающие логические связи между элементами информации, в зрелом возрасте практически не изменяются. Поэтому учет возрастных закономерностей развития психики чрезвычайно важен с точки зрения анализа и целенаправленного формирования поведения взрослого животного. Кроме всего прочего, оптимальное возрастное развитие психики позволяет осуществить профилактику стрессов, губительных для психики и соматического здоровья собаки. При этом крайне важно учитывать специфику так называемых "чувствительных периодов", существование которых стало одной из важных посылок бихевиоризма. Суть чувствительного периода состоит в том, что на том или ином этапе своего развития психика, в силу внутренних процессов, происходящих в мозгу и в нервной системе, оказывается наиболее восприимчивой к вполне определенной информации, в другие же периоды эта информация не воспринимается или не включается в общую систему представлений. Одновременно с усвоением информации строятся соответствующие логические и ассоциативные связи, активизируются механизмы обработки этой информации. Заметим, что последовательность чувствительных периодов соответствует последовательности уровней Субъектной Информационной Модели, а порядок активизации интеллектуальных механизмов определяется развитием структур каждого из уровней. В целом же это развитие подчиняется общим законам приспособления к среде и условиям существования на каждом из этапов. Поэтому так важно предъявлять живому существу именно ту информацию, которая служит "сырьем" для функционирования данного уровня и связанных с ним видов мышления. Как отставание от природных темпов развития, так и их опережение приводит к формированию неполных и взаимно не согласованных представлений, а следовательно – к нарушению эффективных взаимодействий с миром. Американский зоопсихолог Грегори Бейтсон, один из ведущих представителей направления бихевиоризма, предложил прекрасную образную модель возрастного развития психики, сравнив протекание этого процесса с движением поезда. Окошки в "поезде Бейтсона" открываются и закрываются каждое в определенное время. Если пассажир, едущий в таком поезде, не взглянул вовремя в открывшееся окошко, он никогда больше не увидит промелькнувшего за ним пейзажа. При следующем открытии этого окна (если оно вообще откроется повторно) вид за окном уже изменится, а полученная пассажиром информация будет неточной, измененной или неполной. Точно так же и мозг животного получает возможность эффективного усвоения той или иной информации об окружающем мире только на определенной стадии своего развития. Упущенные возможности в дальнейшем уже не восполняются в полной мере. Заметим, что это связано именно с завершением формирования логических структур каждого из уровней Модели, не подлежащих реконструкции. Вместе с тем неоднократными экспериментами показано, что обогащение информационных возможностей в ходе возрастного развития (особенно в самом раннем возрасте) приводит ко многим положительным эффектам, к числу которых относятся следующие: * ускорение роста и физиологического развития; * совершенствование морфологии и биохимии центральной нервной системы; * ослабление эмоциональной реактивности; * более адекватные реакции организма на физиологические и психологические стрессы; * улучшение результатов научения. Эффекты обогащения среды изучались многими исследователями (Дененберг, Карас, Левайн, Отис, Мюллинс и другие) на разных видах млекопитающих. К числу исследованных факторов относились и возможности общения с человеком. Условия депривации, как показано физиологами, приводят к аномалиям развития зрительного, слухового и обонятельного анализаторов (Томпсон, Херон, Мельцак), к слабому развитию аналитического и логического мышления и, как следствие, к снижению адекватности поведенческих реакций во взрослом возрасте. В частности, собака, воспитанная в условиях депривации, не способна претендовать на ответственный стайный ранг, что во многом определяет собой ее недостаточные рабочие качества. Рассмотрим наиболее важные периоды формирования психики в течение первого года жизни собаки. Чтобы удобнее было сравнить разные периоды развития с особенностями человеческих возрастных категорий, приведем сравнительные оценки возрастов собаки и человека. Для сопоставления возрастного развития собаки и человека существуют различные оценки. Самая грубая из них – распространенная в быту формула пересчета "1:7", которой пользуются большинство дилетантов. Она получена исключительно на основе соотношения величин средней продолжительности жизни этих видов и никак не учитывает нелинейных закономерностей возрастного развития. Более подробные сопоставительные возрастные шкалы разработаны Британской Ветеринарной Ассоциацией (БВА) и французским биологом Ле Боном (см. табл. 4). Эти оценки учитывают как физиологическое, так и психическое развитие и ориентируются на породы собак среднего размера. Напомним, что и сроки жизни, и темпы развития и старения у собак зависят от размера тела: срок жизни крупных собак короче и старение наступает быстрее. Можно считать, что развитие мелких собак в раннем возрасте происходит несколько быстрее, чем у крупных, а затем замедляется, а после 4-5 лет идет существенно медленнее. Старение мелких собак наступает позднее и общая продолжительность жизни увеличивается по сравнению с оценками. Если у немецкой овчарки средняя продолжительность жизни составляет около 10-12 лет, то для мелкого терьера или малого пуделя она может достигать 16-18 лет. Соответственно необходимо и уточнять сопоставительные оценки возраста, приведенные в табл. 4.
Таблица 4. Сопоставительные шкалы возраста собаки и человека.
Возраст собаки Возраст человека Оценка БВА Оценка Ле Бона 6 месяцев - 10 лет 1 год 16 лет 16 лет 2 года 24 года 24 года 3 года 30 лет 28 лет 4 года 35 лет 32 года 5 лет 40 лет 36 лет 6 лет 45 лет 40 лет 7 лет 50 лет 45 лет 8 лет 55 лет 50 лет 9 лет 60 лет 55 лет 10 лет 65 лет 60 лет 11 лет 70 лет 65 лет 12 лет 75 лет 70 лет
По нашим наблюдениям, эту шкалу можно дополнить, уточнив сравнительные темпы развития внутри первого года жизни собаки, по месяцам: 2 месяца – приблизительно 4 года человека; 5 месяцев – приблизительно 7-8 лет человека; 6 месяцев – приблизительно 11-12 лет человека; 9 месяцев – приблизительно 13-14 лет человека. Ввиду стремительных темпов развития в первый год жизни, эти оценки менее точны, чем шкалы для взрослых собак, и могут существенно зависеть от породы, индивидуальных особенностей и условий выращивания и воспитания. Тем не менее, приведенные цифры отражают качественное соответствие процессов, происходящих в психике, и смысл каждого из возрастных периодов. Особенности каждого из так называемых "чувствительных периодов" и методика выращивания и воспитания щенка и молодой собаки кратко изложены в Приложении 4. При анализе возрастного развития психики мы используем не только научные результаты (например, [7, 24, 25]), но и аналогии с развитием поведения детенышей псовых в дикой природе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»