Исследования (1937-1974 гг.). Испытуемые обоего пола от 2 до 16 лет, в качестве объектов доминирования использовались и взрослые. Метолики: 1) исследование доминантного и подчиненного поведения в группах (однополых парах, смешанных по полу парах (в том числе с помошью наблюдения) и в смешанных группах из 4 чел.); 2) исследование попыток доминирования (не обязательно успешных) над детьми (в том числе ровесниками) и над взрослыми; 3) исследование попыток внушения и оценок, даваемых другим (в смешанных группах из 4 чел.); 4) исследование эгоистической доминантности (попытки контролировать других в собственных целях); 5) исследования просоииальной доминантности (внушение ответственности); 6) исследование доминирования в однополых и смешанных парах с помошью теста сСоставим картинку вместе»; 7) исследование доминантности (по вопроснику Кеттелла). Результаты. Превосходство мальчиков было установлено:
1) по доминированию в однополых парах (5 лет); 2) доминированию в смешанных по полу парах (4, 6, 7 и 8 лет) и в группах из 4 чел. (7-10 лет); 3) числу попыток доминирования (не обязательно успешных) над детьми (3-4 года) и над взрослыми (4-5 лет); 4) эгоистической доминантности (3-6 лет); 5) доминантности (1 2-16 лет). Девочки превосходили мальчиков по доминированию в однополых парах (2-6 лет) и просоииальной доминантности (3-6 лет). Не было обнаружено половых различий: 1) по доминированию в смешанных по полу парах (2-6 и 5 лет), в том числе по тесту «Составим картинку вместе» (5 лет); 2) попыткам доминирования (не обязательно успешным) над ровесниками (4-5 лет) и над взрослыми (3-4 года); 3) попыткам внушения и оценкам, даваемым другим (в смешанных группах из 4 чел.) — 7 и 10 лет; 4) эгоистической доминантности (7-11 лет); 5) просоииальной доминантности (7-11 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Рассмотрим половые различия по типам доминантности. В агрессивной доминантности преимущество принадлежит мальчикам как более физически сильным и более агрессивным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследования доминантности у детей и подростков» з дисципліни «Гендерна психологія»