11 исследований (1969-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (5-84 года). , Метолики: ч 1) стимул — цифры: запоминание цифрового ряда, установление латентного периода запоминания, воспроизведение сгруппированных и несгруппированных цифр, цифровые тесты Вешлера-Беллеве, Форварда и Бэкварда (лонгитюдное исследование); 2) стимул — буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита и буквенной последовательности; 3) стимул — линии: воспроизведение начерченных линий. Результаты. Превосходства мужчин не обнаружено ни по одному из показателей. Превосходство женщин отмечено в воспроизведении буквенной последовательности (3—4 года, выборка чернокожих испытуемых). Не установлено половых различий: 1) по цифровой памяти: запоминанию цифрового ряда (5-6 лет), воспроизведению цифр (8 и 1 7 лет, 9, 13 и 20 лет, 14-17 лет, 19—21 год и взрослые), сгруппированных и несгруппированных цифр (7, 9 и 11 лет) и снижению цифровой памяти у пожилых испытуемых; 2) памяти на буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита (7, 9 и 11 лет); 3) памяти на линии: воспроизведение начерченных линий (6 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
178 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики Видимо, эти результаты объясняются тем, что интерес к абстрактному материалу одинаково невысок у представителей обоего пола. Подобным же образом можно интерпретировать и данные о буквах (хотя они получены всего лишь в одном исследовании — на ограниченном возрастном периоде). Исследования памяти на предметы и их пространственное расположение были проведены в достаточно коротком возрастном диапазоне (от 3 месяцев до 13 лет). В большинстве случаев различий не было обнаружено, но в некоторых экспериментах мальчики превосходили девочек по запоминанию предметов и их пространственному расположению (МассоЬу, Jacklin, 1978). По-видимому, это связано с лучшим развитием пространственных способностей, тем более что и возраст, когда начинают проявляться эти половые различия, совпадает — примерно с 9 лет (см. главу о восприятии).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследования знаковой памяти» з дисципліни «Гендерна психологія»