Испытуемые: 140 взрослых, составившие 2 равные по количеству группы: 1) «наивная » группа — студенты-психологи, не имеюшие опыта клинической работы (45 жен-шин и 25 мужчин, средний возраст — 24 года, 24% состояли в браке, 20% имели детей); 2) опытная группа — консультанты и психотерапевты; практикующие не менее двух лет (42 женщины и 28 мужчин, средний возраст — 37 лет, 68% состояли в браке, 52% имели детей). Метолика. Половина участников наблюдала видеозапись интервью, где демонстрировался матриархальный стиль семейного взаимодействия (с женой-лидером), а другая половина смотрела видеозапись с партиархальным стилем (муж в роли лидера). Интервьюер давал семье инструкцию по проведению десятиминутной дискуссии по поводу планирования однодневного семейного отдыха. «Членами семей» выступали актеры-добровольиы (отец и мать были среднего возраста, дети — молодого), которые разыгрывали следующие роли в случае матриархатного стиля: мать демонстрировала умеренно директивное, отец — умеренно пассивное, дочь — избегающее, сын — конфликтное поведение. При патриархальном стиле отеи и мать играли роли, противоположные описанным. Видеозапись обрабатывалась с помОшью контент-анализа. Семья оценивалась по критериям психического здоровья-нездоровья по параметрам коммуникации, переговоров в ситуации конфликта, семейной поддержки и воспитания. Теже критерии использовались для оценки функций родителей. Результаты. Профессиональный опыт не влиял на общую оценку лидерства в пат-риархальтных и матриархальтных семьях: взгляды наивной и опытной групп существенно не различались. Пол испытуемого не влиял на его оценки семейного функционирования по всем параметрам, что также было характерно для обеих групп испытуемых. Большие предубеждения против женщин-лидеров были обнаружены у опытной группы. Профессиональные консультанты и психотерапевты оценивали патриархальный стиль как более здоровый, чем матриархальный. Женщин-лидеров они воспринимали как менее компетентных по сравнению с мужчинами-лидерами, а женское лидерство считали показателем патологии семьи. «Наивные» испытуемые оценивали мать в роли лидера как значительно более здоровую личность, чем в роли последователя. Точно так же они более шедро оценивали и лидера-отца. Здесь проявилась либо недооценка патологии у «наивной» группы, либо переоценка — у опытной (существование так называемых клинических предубеждений). Опытная группа считала любое отклонение от гендерных стереотипов (о том, что власть в семье должна принадлежать мужчине) показателем патологии семьи: здоровыми считались отцы-лидеры и нелидируюшие матери, а нездоровыми — женщины-лидеры и пассивные отцы. Это исследование демонстрирует опасность неверного диагноза даже у опытных специалистов, если они находятся в плену своих гендерных предубеждений. Правда, справедливости ради следует отметить, что в целом ряде исследований (М. Зигмонд, Дж. Фейнблатт, Д. Дейли и др. — цит. по: Ivey, Conoly, 1994) не было обнаружено влияния гендера на суждения клиницистов. Это значит, что не все врачи имеют предубеждения. Однако и те случаи ошибочных диагнозов, связанных с гендерными предрассудками, которые встречаются, должны настораживать. При подготовке клинических психологов, психотерапевтов и практических психологов большое внимание следует уделять гендерному просвещению и созданию адекватных гендерных установок по отношению к клиенту.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование А. К. Айвея и К. V. Коноли» з дисципліни «Гендерна психологія»