Неаналитические исследования зрительно-пространственных способностей
29 экспериментов, проведенных с 1965 по 1973 г. Испытуемые: от 3 до 79 лет, обшая численность (по моим подсчетам) 42 370 человек. Метолики: 1) репродуктивные задачи: воспроизведение по памяти геометрических форм и воспроизведение расстояния с помошью шагов; 2) подбор пары к стимулу: геометрических узоров (по шаблону) и к двухмерным и трехмерным геометрическим стимулам; 3) определение формы предметов (включая ошибки при определении): дошечек, треугольников, кубов; 4) опенка пропорций предметов: по шаблону; тест противоположных пропорций; решение задач, связанных с геометрическими шаблонами; 5) измерение константности: размера двухмерных и трехмерных геометрических стимулов и формы при врашении предметов; 6) задачи с трехмерными объектами: выбор трехмерных объектов, изображенных в двухмерной плоскости, и определение числа видимых плоскостей предметов (блок-тест — см. Приложение); 7) решение задач с различных пространственных позиций: подбор формы по шаблону, определение формы предмета, подбор фотографии комнаты (снятой с различных пространственных позиций) и подбор картинок, изображающих предметы в комнате; 8) графические задачи: составление геометрических узоров и рисование линий; 9) задачи, связанные с определением положения в пространстве: подбор определенного положения, воспроизведение положения машин и домов, локализация объекта в пространстве, зрительное определение положения двухмерных и трехмерных объектов;
10) определение пространственных отношений, в том числе различение правого и левого, востока и запада, верха и низа и ориентация в пространстве; 11) задачи, связанные с дистанцией: восприятие относительной дистанции в третьем измерении; 1 2) работа с картами: чтение карт и расшифровка плана местности;
Зрительно-пространственные способности 141 13) тесты одаренности и оценки интеллекта: объяснение увиденного (проективный тест), сбор головоломок, решение задач типа «Лабиринт» и батарея тестов «Пространственные способности». Результаты. Превосходство мужчин было установлено: 1) в воспроизведении расстояния с помошью шагов (8-9 лет); 2) в определении пространственных отношений (14 лет); 3) в определении числа видимых плоскостей предметов (блок-тест) — 13-1 7 лет и взрослые; 4) по пространственным способностям (батарея тестов) — 14-1 7 лет; 5) по зрительно-пространственным задачам, связанным с двухмерными и трехмерными объектами ( тесты одаренности), — 14-17 лет; 6) по объяснению увиденного (проективный тест) — 1 7 лет; 7) по решению задач с различных пространственных позиций (18-21 год); 8) по тесту противоположных пропорций (18-21 год); 9) по чтению карт (1 8-21 год);
10) по ориентации в пространстве (18-21 год); 11) по определению пространственных отношений (18-21 год); 1 2) в решении задач типа «Лабиринт» (20-59 лет). Женщины продемонстрировали превосходство по запоминанию (воспроизведению) геометрических форм (3-4 года) и по расшифровке плана местности (5-9 лет). Не было установлено половых различий: 1) по подбору стимула по шаблону (геометрических узоров — 3-4 года) и к двухмерным и трехмерным геометрическим стимулам (3—4 года); 2) определению формы предметов: дошечек (3-4 года; 4-5 лет) и треугольников (5-6 лет); 3) оценке пропорций предметов по шаблону (5-7 лет); 4) измерению константности: размера двухмерных и трехмерных геометрических стимулов (3-6 лет) и формы при врашении предметов (7, 9, 11 и 1 8 лет); 5) выбору трехмерных объектов, изображенных в двухмерной плоскости (5-6 лет); 6) решению задач с различных пространственных позиций: подбор формы по шаблону (4-5, 7-8 лет), определение формы предмета (6, 8 и 10 лет), подбор фотографии комнаты (снятой с различных пространственных позиций) — 3-9 лет; 5, 7 и 9 лет; 7) в графических задачах на рисование линий (4-7 лет); 8) локализации объекта в пространстве (6-7, 9-10, 18-21 год); 9) определению пространственных отношений, в том числе: различение правого и левого, востока и запада, верха и низа (все — 6-12 лет); г
10) восприятию относительной дистанции в третьем измерении (6, 9, 1 3 и 16 лет); 11) сбору головоломок (7-10 лет). Противоречивые данные были получены в отношении определения пространственных отношений (11 лет), решения задач с различных пространственных позиций (18-21 год) и решения задач типа «Лабиринт» (60-79 лет) (по материалам книги Мас-coby, Jacklin, 1978). Прежде всего бросается в глаза обилие данных. В исследованиях приняли уча-стие более 40 тысяч человек практически всех возрастов. В ряде случаев ученые
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неаналитические исследования зрительно-пространственных способностей» з дисципліни «Гендерна психологія»