Суггестия представляет собой экзотический вариант обще¬ния, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью тако¬ва: суггестивное воздействие на человека — это театрализован¬ное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу. Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно связан с понятием «социально-психологической роли». Социально-пси¬хологическая роль — это построение человеком своего поведе¬ния в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предла¬гает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая со¬циально-психологическая роль имеет свое поле «тяготений», или «валентностей», к другим ролям. У всякой социально-пси¬хологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и само¬чувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; само¬чувствие же располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль — это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска — это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо «сбросить» маску. Технология роли тес¬но связана с искусством перевоплощения в другого. Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологиче¬ским способом — достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом. Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непо¬стижимое право карать или миловать... Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи... Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: эта неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила «того, кто послал его в мир». Он бог или боговдохновенный пророк. Этой реак¬цией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, ша¬маны — оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада — настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом «религиозных учи¬телей». Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектр, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматри¬ваются все участки спектра, дается краткая характеристика каж¬дой суггестивной роли. 1. Покровитель. Покровитель — значит могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страдания», предмет благоговения... 2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим востор¬женным восхищением. 3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Мо¬жет быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово — закон. Шевельнет пальцем — и вас сотрут в поро¬шок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы бу¬дете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему — и станете жить в довольстве; Не сумеете угодить — пеняйте на себя. 4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше другие разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом — гляди, сядешь в лужу... 5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое — неважно. Виртуозный делец «из-под земли» добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуоз¬ный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик — что угодно. В лю¬бом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позави¬довать ей в глубине души. 6. Удав. Это не Властитель, не Господин, хотя он при жела¬нии может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который ви¬дит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И так же при¬ятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи. 7. Дьявол. В этой роли вы — олицетворенное зло. Зло «мета¬физическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В изве¬стном отношении это «божество с обратным знаком». Беспре¬дельная власть божества, но при этом беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумоли¬мая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землятресении, ске¬лет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол... Таким образом, успех суггестии в том или ином случае за¬ключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением яйца, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно — пе¬редают социально-психологическую роль, взятую на себя суггестором. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессозна¬тельное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это срод¬ни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабаты¬вает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивиду¬ализировать, т.е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов клюнет» на какую суггестивную роль. Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (РАТ) — системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление се¬бя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозна¬ченных ролей по заданным «легендам» — вымышленным сцена¬риям. Применяются следующие виды «легенд»: 1. Подготовительные (общеразвивающие) «легенды». Они предназначены для сбрасывания маски. а) принятие вымышленного имени ("новое имя"); б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и оба¬ятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым ("выход из-за двери"); в) танцы соло и в парах ("непринужденный танец"); г) от одного угла помещения к другому — по диагонали — прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно ("клоун¬ский подход"); д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было ис¬кренно, из глубин сердца ("монолог во всеуслышание"); е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе ("монолог на столе"); ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несог¬ласие с кем-либо или с чем-либо ("монолог под столом"); з) сесть «визави» партнера за столом в центре комнаты и иск¬ренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства ('диалог за столом); и) выразительно изображать желание взять воображаемый «запретный плод» ("запретный плод"); к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания ("разминка словом"); л) производить одно и то же действие с разными значениями (" разминка делом"); м) изъясняться на ломаном русском языке ("американский турист"); н) произнести кавказский тост ("гость из Грузии"). 2. Основные (специальные) «легенды». Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествле¬ния себя с другим человеком ("человеком-Божеством") включа¬ет в себя три фазы: 1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном «Я-образе»); 2.фазу вселения (вселение в беско¬нечного внутреннего двойника); 3. фазу овладения (цепные пе¬ревоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) «легенд». а) представить себя в образе врача-ортопеда ГА. Илизарова, беседующего с больным (роль Покровителя); б) представить себя в образе рок звезды Э. Пресли, общаю¬щегося с поклонниками (роль Кумира); в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина); г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заве- I дующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В.Е. Рожпова, проводящего лекцию по пробле¬мам суггестологии (роль Авторитета); д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонст¬рирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача); е) представить себя в образе «святого старца» Г.Е. Распутина, •опутывающего» очередную светскую даму ( роль Удава); ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых рабов (роль Дьявола).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Суггестия и психология общения» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»