Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на че¬ловека — это техника управления вниманием, эмоциями и па¬мятью (на основе частичного усыпления). Внимание — это сосредоточенность сознания человека в дан¬ный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда явля¬ются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождаю¬щие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, так-тильнотермические). Объектом внимания для суггестора явля¬ется суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггеренда дает воз¬можность суггестору «вести» его за собой. Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, ус¬тойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два каче¬ства внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они харак¬теризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целе¬вой) — способности подмечать в предметах и явлениях малоза¬метных, но существенных особенностей. Хорошая работа орга¬нов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности. Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующи¬ми способами: 1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрыты¬ми глазами (мысленное «фото», внутренний видеоскоп, «духов¬ное око»). 2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника по¬мех (крики, шум, громкая музыка). 3. Длительное выполнение однообразной монотонной дея¬тельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, на¬блюдение маятника). 4. В течение некоторого времени не думать о каком-либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носо¬рог). 5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (гово¬рить и читать, говорить и писать, говорить и считать). Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это непос¬редственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В начале сеанса суггестивного воз¬действия суггеренда охватывает следующая парная эмоция: интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггестирует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тре¬вожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное со¬стояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии — это абсо¬лютная уверенность последнего в своих силах, в успехе сугге¬стии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо «заражает» суггеренда своими эмоциями, либо пытается вы¬звать у последнего полярные, противоположные эмоции. Пер¬вая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая — для императивной. Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами: 1. мимикой — выразительными движениями мышц лица ("маска спокойствия", «маска печали», «маска веселости»); 2. пантомимой — выразительными движениями всего тела ("поза горя", «поза гнева», «поза радости»); 3. вокальной мимикой — динамической стороной речи (ин¬тонация, тембр, ритм, вибрато голоса); 4. экспрессией — выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку); 5. воображением — образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар); 6. ритма стимуляцией — ритмическим сочетанием следую¬щих факторов: созерцания, заклинания, встряски, музыки, ды¬хания ("экстаз шамана"); 7. декламацией — выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С.А.Есенина «Пугачев»). Память — это запоминание, сохранение и последующее вос¬произведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суг¬геренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) со¬стояния. Однако память — это не только «библиотека» жизнен¬ного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по за¬конам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его со¬знания и подсознания в виде следов памяти. Образование и закрепление следов памяти — сложный ней¬рохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Сугге¬стия — запоминаемый сигнал действительности в мозгу сугге¬ренда — движется по следующему маршруту: «энграмма — «ре¬верберация» — «консолидация».
1. «Энграмма» — это «след памяти» 2. «Реверберация» — это гипотетический процесс, при кото¬ром информация, полученная мозгом, первое время циркулиру¬ет по нему — передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название «гиппокампова круга» (круга морского коня). Запись суггестированной информации на «мозговую пленку» памяти осуществ¬ляется в виде эхо последействия, или, как говорят нейрофизиологи, «эхо магнитного проторения» запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспро¬изведении импульсных структур — «рисунков» возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной пе¬рекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоми¬нание. Развертка — воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые ре¬зультаты. 3. «Консолидация» — переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в ре¬зультате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним «консолидации» — «закрепление следов памяти». Механизм образования и закрепления следов памяти об ус¬ловном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственно¬му) полю восприятия, а при мысленной суггестии — к суб - или экстрасенсному (под- или сверхчувственному) полю восприятия. С понятием «память» тесно связано понятие «представле¬ния». Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) — это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее. Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, «укрощение» памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.
Существует два основных метода развития памяти: 1. Механический метод (метод механического заучивания). а) метод «мыслефото» (аудиовизуальный метод). Сюда отно¬сятся следующие виды упражнений: — аутосуггестия сильной памяти; — припоминание событий «задом-наперед» (прием «обрат¬ной развертки»); — мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на «эк¬ране внутреннего видения»; — запоминание длинных рядов цифр и множества слов; — запоминание длинных стихотворных произведений; — запоминание содержания энциклопедического словаря ("живая энциклопедия"); — запоминание графических изображений; — запоминание лиц и имен; — «прогулки» по карте местности с закрытыми глазами; — мгновенный подсчет очков на костяшках домино; — мгновенное запоминание ("память-вспышка"); — мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок ("память-мельница"); — быстрый счет многозначных чисел ("память-калькуля¬тор"); —- чтение предложенных слов «задом-наперед»; — устный подсчет букв в читаемом предложении; — устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная эквилибристика"); — составление буриме (от фр.bouts rimes — рифмованные концы) — стихотворений на заданные рифмы. б) метод «зубрежки» (акустикоартикулярный метод). Запо¬минание информации базируется на следующих принципах: — концентрация внимания на запоминаемом; — дозировка запоминаемого; — повторение запоминаемого; — индивидуализация запоминания. 2. Метод осмысления (метод мысленной обработки). а) метод «смысловых опор» (метод ключевых слов). Метод заключается в выделении тезисов или развернутого плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал; б) метод «смысловой группировки» (метод осмысленной свя¬зи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью; в) метод «осмысленного соотнесения» (мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio— соединение)). Метод основан на со¬здании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Суггестия и основные психические функции мозга» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»