В истории суггестии различают два периода: донаучный и научный. Донаучный период (древний мир — сер. XIX в.). В древнем мире явления суггестии применялись жрецами, лекарями, магами, йогами, браминами, факирами и т.п. в ле¬чебных и религиозно-мистических целях, а также для укрепле¬ния своего авторитета. В то время под суггестию не было подве¬дено научного обоснования, а суггестору (внушаемому) отводи¬лась роль посредника между богом и простыми смертными. В храмовой медицине (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Персия, Ассирия, Вавилон) сеансы суггестии называ¬лись «инкубациями», в практике аскетов йоги — «Вашитва» и «Санмохан-Астра». В средние века знания древних народов о суггестии были забыты, а способы и приемы суггестирования (воздействия по¬средством внушения) утрачены. В течение XVI — сер.ХIХ вв. сформировалось и окончатель¬но оформилось фантастическое и мистическое учение — «живо¬тный магнетизм». Согласно этому учению один человек может оказывать влияние на организм и психику другого посредством так называемого «магнетически жизненного флюида» (от лат. Пи'и115 — текучий) — таинственной «жизненной силы, эфироподобной жидкости или «эманации», якобы истекающей из рук, глаз и других органов тела. Считалось, что «магнетически жизненный флюид» — это изначальный эфир, который пронизыва¬ет всю Вселенную, а с нею и человека. Существуют отдельные лица, которые подобно резервуару могут накапливать его и пе¬редавать другим людям. Лица, обладающие такой способно¬стью, были названы магнетизерами. Изначальным источником магнетизма считались планеты и звезды. Магнит рассматривал¬ся как кусок метеорита, оторвавшийся от звезд, а потому дейст¬вующий подобно звездам. Усматривалось сходство «магнетически жизненного флюида» с действием магнита, поэтому учение и получило название «животный магнетизм». Во второй половине XVIII века это учение сформулировал и распространил австрийский врач-магнитопат, доктор права, фи¬лософии и медицины Франц Антон Месмер (1734—1815). Поэ¬тому «животный магнетизм» часто называли «месмеризмом» Научный период (сер. XIX и. — наст. вр.). С середины XIX века по настоящее время наряду с учением о гипнозе (от греч. hypnos — сон) возникло и закрепилось учение о суггестии (от лат. suggestio — внушение, намек). Если первый термин означал воздействие на человека в особом состоянии, то второй термин означал воздействие на человека в любом состо¬янии. Гипноз слился с суггестией вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин ввел в 1843 г. английский хирург из Манчестера Джеймс Бред (1795 — 1860), второй термин ввел в 1866 г. французский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823 — 1904). Во второй половине XIX века происходил научный спор о природе гипноза. Его вели с 1870 по 1890 гг. два французских ученых: профессор терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840 — 1919) и известный невропа¬толог из Сальпетриерской психиатрической больницы в Пари¬же, метр неврологии того времени, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко (1825 — 1893). Каждый из них воз¬главлял соответствующую школу. Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точ¬ки зрения на гипноз. 1. Все проявления гипноза сводятся к суг¬гестии (психическому воздействию на воображение человека). 2. Физические факторы при гипнозе не играют роли или играют вспомогательную роль. 3. Гипноз — нормальное явление, свой¬ственное здоровому человеку, и его следует сближать с естест¬венным ночным сном. Противоположной точки зрения на гипноз придерживалась Сальпетриерская, или Парижская, школа гипноза. 1. Все прояв¬ления гипноза сводятся к физическим воздействиям (потоки тепла, мерные звуки, зрительные раздражители). 2. Суггестия при гипнозе играет второстепенную роль. 3. Гипноз — это про¬явление искусственно вызванного истерического припадка (не¬нормального патологического состояния психики, свойственно¬го больным, страдающим истерией). В результате этого спора победу одержали сторонники Нансийской школы гипноза. Девиз нансийцев «Гипноза нет, есть только суггестия» оправдал себя экспериментально. В конце XIX — начале XX века французский аптекарь из На¬нси Эмиль Куэ (1857 — 1926) основал «школу самообладания путем сознательной аутосуггестии» — неонансийскую школу суггестии". Неонансийцы считали, что суггестия возможна бла¬годаря воображению, и она действует через аутосуггестию. Физиологические механизмы гипноза и суггестии вскрыл в 1921 г. русский советский физиолог Иван Петрович Павлов. Он установил, что гипноз — это частичный, или «парциальный», сон, результат условного частичного внутреннего торможения клеток коры больших полушарий мозга человека. Гипноз, как и суггестию в целом, Павлов относил к простейшему условному рефлексу. Советский биофизик, академик Петр Петрович Лазарев в 1922 г. объяснил феномен мысленной суггестии (телепатии) с точки зрения электромагнитной теории света. Он считал, что наш мозг — это своеобразный клеточный вибратор, генерирую¬щий в пространство особые электромагнитные волны опреде¬ленной длины и частоты. Длина и частота электромагнитных волн, излучаемых мозгом человека, зависит от характера и со¬держания его мыслительной деятельности. Скорость излучения мозговых электромагнитных волн равна скорости света, т.е. 300 000 км/сек. В другом мозгу чужая мысль отмечается в том слу¬чае, если оба мозга одинаково настроены. В 1932 г. сторонник неонансийской школы суггестии немец¬кий невропатолог из Берлина Иоганнес Генрих Шульц разрабо¬тал и утвердил метод «аутогенной тренировки» (АТ) (от греч.autos — сам, genos — род).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ СУГГЕСТИИ» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»