Исследовались четыре аспекта языкового развития: фонология (звуки), синтаксис (глубинная структура), семантика (значения слов и выражений) и прагматика (практ. навыки коммуникации). Фонология. С момента рождения младенцы передают сообщения ухаживающим за ними взрослым с помощью разнообразных криков, указывающих на чувство голода, боль, потребность во внимании и др. состояния малыша. В 3 месяца младенцы смеются и «гулят», издавая (напоминающие гласные) звуки удовольствия, а в возрасте от 6 до 12 месяцев они уже произносят разнообразные цепочки звуков в форме лепета. В процессе такого «звукопроизводства» младенцы постепенно приобретают более выраженную коммуникативную интенциональность и более высокую чувствительность к сигналам извне. Они лепечут в ответ на обращенную к ним речь взрослого и затем ожидают от него ответной реакции на свой лепет задолго до того, как начнут понимать смысл произносимых взрослым слов. Примерно в 12 месяцев дети произносят свои первые слова. С этого момента продуцируемые ими звуки становятся все ближе к нормативным звуковым единицам (фонемам), хотя многие 5-летние дети все еще испытывают определенные трудности в артикуляции. В постпубертатном возрасте людям значительно труднее научится произносить речевые звуки, в продуцировании к-рых они не упражнялись в детстве. Семантика. Младенцы понимают значения слов еще до того, как начинают говорить сами. К 18 месяцам большинство детей владеют примерно дюжиной (или несколько большим количеством) слов, относящихся к разговорной лексике, однако понимают, по всей видимости, гораздо больше слов. Где-то в возрасте 2-х лет происходит скачкообразное увеличение активного словаря ребенка, быстро пополняющегося новыми словами и выражениями, — т. н. «языковая эксплозия» (language explosion). Хотя смысловое понимание быстро прогрессирует в раннем детстве, ряд общеупотребительных слов вызывает у ребенка затруднения, поскольку понимание этих слов требует большей когнитивной искушенности, чем та, к-рой обладают маленькие дети. В нашей культуре лексическая сложность и точность, по-видимому, служат самым простым показателем интеллектуальной способности и образованности каждого чел. Синтаксис. Дети демонстрируют определенное понимание структуры языка, когда они впервые соединяют два слова, чтобы построить предложение, — явление, наблюдаемое обычно в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет. Улучшение синтаксического понимания с возрастом происходит в регулярной последовательности. Дошкольники обнаруживают впечатляющую способность к усвоению значительной части синтаксических структур, встречающихся в речи их матерей, тогда как в среднем детстве, отрочестве-юности и взрослости люди постепенно совершенствуют понимание и применение формальных правил синтаксиса. Прагматика. Умение чел. общаться с помощью языка требует гораздо большего, чем удовлетворительное овладение фонологией, семантикой и синтаксисом. Оно предполагает умение придавать сообщению форму, соответствующую потребностям конкретных слушателей. Прагматика — это как раз та наука, к рая изучает подобные различия в коммуникации. Жесты и язык тела играют большую роль в прагматике и обнаруживают себя в первые месяцы жизни, когда младенцы размахивают руками при возбуждении или когда они отворачиваются, показывая этим, что не хотят больше играть. Трудно определить, насколько эти выразительные движения яв-ся интенциональными, но когда годовалый малыш поднимает свои руки, чтобы его взяли «на ручки», или показывает пальцем на понравившуюся игрушку, такое сообщение легко прочитывается взрослыми, особенно когда любой жест сопровождается настойчивыми вокализациями ребенка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аспекты языка» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»