П. — метод психотер., разработанный Якобом (Джекобом) Морено. В рамках этого подхода используются театральные приемы, при помощи к-рых клиент разыгрывает сцены и роли из прошлой, настоящей или будущей жизни в стремлении более глубоко понять происходящее и достичь катарсиса. Морено твердо верил в то, что терапевтическая ценность разыгрывания чьих-то проблем превосходит ценность простого разговора о них. Т. о. его метод стимулирует клиента к активности, личной интеракции и встрече, выражению эмоций в настоящий момент и пробе реальности. Эта встреча (encounter — особое понятие у Морено) происходит в контексте «здесь и сейчас» вне зависимости от того, относится ли разыгрываемая роль к событиям прошлого или предвосхищаемого будущего. Морено считал непосредственность и креативность базисными характеристиками здорового и бодрого человека. П. — активный и мощный метод терапии. Работа с проблемой из прошлого или ожидаемого будущего так, как если бы конфликт происходил в настоящий момент, обычно вызывает сильные чувства. Этот процесс имеет целью получение корректирующего эмоционального опыта; благодаря центрированным на настоящем моменте игровым действиям и опыту происходит катарсис, часто сопровождающийся повышением уровня инсайта. Предвосхищаемые события разыгрываются в настоящем, чтобы дать клиенту возможность глубже осознать наличие всего спектра выборов, к-рые он может сделать. Психодраматический метод имеет 5 осн. компонентов: сцена, режиссер, протагонист (исполняющий главную роль), вспомогательные эго, и публика. Психодраматический процесс состоит из трех фаз: а) фазы разминки (разогрева), б) фазы действия и в) фазы обсуждения. Морено писал о необходимости периода разогрева, предназначенного для того, чтобы создать у участников готовность к переживанию. Руководитель группы играет ключевую роль в обеспечении этой готовности и мотивации, необходимой для обсуждения проблем реальной жизни в личном аспекте. В этой фазе процесса участники должны убедиться в безопасности рабочей обстановки и создать атмосферу взаимного доверия. Технические приемы, обеспечивающие разогрев, сами по себе менее важны, чем их цель; все, что способствует повышению взаимного доверия в группе служит полезным инструментом в этой начальной фазе. Фаза действия состоит из разыгрывания и проработки прошлой или текущей ситуации либо ожидаемого события. Режиссер использует разнообразные театральные приемы для руководства протагонистом, исследующим новую территорию и получающим новое понимание без того, чтобы оказаться ошеломленным. Действие прекращается после завершения сюжета и получения катарсиса и инсайта. Третья фаза П. — шеринг (sharing), обсуждение и последействие — представляет собой попытку интегрировать и осмыслить полученный в действии опыт. Остальные члены группы приглашаются к тому, чтобы обменяться личными впечатлениями и рассказать, какое значение для них имел этот сеанс. В фазе действия П. используется много специфических технических приемов, к-рые не яв-ся самоцелью, а лишь способствуют спонтанному выражению эмоций. Стандартные приемы П. это: обмен ролями, дублирование и множественное дублирование, «зеркало», «волшебный магазин», представление будущего и работа со сновидениями. Ключом к успеху П. яв-ся сензитивность (восприимчивость и способность к быстрому реагированию) и профессиональная компетентность режиссера. Хотя П. может быть мощной формой терапевтического вмешательства, к-рая ведет к высвобождению эмоций и более глубокому пониманию себя и, следовательно, к конструктивным изменениям поведения, она тж потенциально чревата серьезными отрицательными последствиями для участников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психодрама» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»