Вплоть до 1940-х гг. большинство психол. экспериментов проводились в контролируемых лабораторных условиях. С тех пор в небольшую, но постоянно увеличивающуюся часть исслед. стали включать эксперименты, организованные в нелабораторных, полевых условиях. Концептуальное и методологическое обоснование полевых in vivo экспериментов шло с двух сторон. Бурный рост исслед. по проблемам соц. психологии (напр., формирование аттитюдов, предубеждения, групп. процессы, конформность) заставил мн. исследователей задуматься о том, не искажаются ли существенным образом эти важные переменные в искусственных лабораторных условиях. Одним из рез-тов этого стало прогрессирующее использование лабораторного обмана и доведение эксперим. «инсценировок» до высокой формы иск-ва; др. же итогом — увеличение числа полевых исследований. Параллельно полевые эксперим. методы начали использоваться для изучения эффектов широкомасштабных соц. программ, к-рые принципиально не могли быть подвергнуты проверке в лабораторных условиях. Соц. психология всегда находилась в конфликте с реальной жизнью по поводу того, в какой степени изучаемые переменные могут исследоваться в лаборатории. На социально-психол. традицию проведения П. э. оказала сильное влияние серия исслед. по групп. динамике, проведенных в 1940-х гг. Др. важной традицией П. э. с широким привлечением психологов стала оценка и разраб. соц. программ и гос. политических решений. Большая часть этих разраб. началась в 1960-х гг., параллельно со значительным увеличением гос. финансирования на решение соц. проблем. В П. э. этого типа «независимой переменной» обычно была широкомасштабная и комплексная соц. программа, к-рая могла обслуживать мн. клиентов («испытуемых», в терминах эксперимента) в течение неск. месяцев или лет. Эксперим. план обычно предусматривал случайное распределение отдельных лиц, групп или орг-ций в отношении одной или неск. альтернативных коррекционных соц. программ. Распространение экспериментирования на область оценки соц. программ сопровождалось ростом соотв. методологической и концептуальной литературы. Поскольку независимой переменной в П. э. по оценкам соц. программ являлась как таковая крупная соц. система, большая часть этой «методологической» литературы в действительности концентрировалась вокруг вопросов управления и материально-технического обеспечения. Напр., для того чтобы достичь эффекта от эксперим. соц. программ, воздействие (программа) должно постоянно поддерживаться на всем протяжении исслед. и вводиться целиком с самого начала. Огромную роль при этом начинают играть вопросы управления, при этом неуклонно растет объем свидетельств, что слабые эффекты воздействия в П. э. могут быть рез-том слабости самих воздействий. Для успешного проведения П. э. психологам требуется соотв. квалификация в дополнение к методологии qua методологии. П. э. будут и дальше использоваться в традиционных психол. исслед., при этом их роль в разраб. и оценке гос. программ будет возрастать. Несмотря на существование материально-технических и управленческих проблем, П. э. остается мощным методологическим инструментом для выявления эффектов соц. переменных в реальных условиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Полевые эксперименты» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»