Восприятие направляется прошлым опытом, предположениями воспринимающего и индивидуальными различиями в прошлом опыте. Все наиболее известные доказательства этого утверждения основываются на неопределенностях чисто геометрических проекций. Прежде всего, к ним можно отнести результаты опытов с «перекошенной комнатой» Эймса, вращающимся трапецивидным окном и знакомыми предметами, размер проекций к-рых изменяют в пустом пространстве. «Перекошенная комната» построена по законам элементарной геометрии: бесконечное количество неподвижно закрепленных плоскостей при меняющемся расстоянии от них до наблюдателя могут давать совершенно одинаковые проекции. «Перекошенная комната» Эймса создавалась с таким расчетом, чтобы сетчаточная проекция в глазу наблюдателя соответствовала обычной прямоугольной комнате, даже если один ее угол находится от него на гораздо большем расстоянии, чем другой. Человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу — карликом. Эта иллюзия предполагает, что наблюдатель смотрит одним глазом и держит голову неподвижно. Подобные курьезы геометрической перспективы хорошо известны, и первые упоминания о них датируются, по меньшей мере, XVI в. Находящийся в «перекошенной комнате» человек, с к-рым у наблюдателя сложились прочные эмоциональные связи (напр. супруг или возлюбленный), воспринимается с существенно меньшими искажениями, чем незнакомец. Вращающееся трапецивидное окно представляет собой раму окна, выкрашенную под трапецию т. о., что ее большее основание находится ближе к наблюдателю. При вращении такого окна (вокруг вертикальной оси) оно будет выглядеть раскачивающимся взад и вперед, тогда как обычное прямоугольное окно при его вращении будет выглядеть вращающимся, и только. Принято считать, что этот эффект обусловлен нашим опытом восприятия окон. Предметы, рассматриваемые в «зрительном вакууме», подразумевающем наличие одного только видимого объекта без к.-л. признаков промежуточной или окружающей среды, кажутся наблюдателю находящимися на расстоянии, к-рое соответствует их привычному размеру. Так, игральная карта в половину своего обычного размера выглядит как находящаяся дальше от наблюдателя, чем карта обычного размера, хотя обе они предъявляются ему на одинаковом расстоянии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перцептивный транзакционализм» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»