В то время как психологов обучают применять разнообразные подходы и виды психотерапевтических вмешательств, оценивать интеллект, способности, личность, нейропсихологическое функционирование и супружескую совместимость, организованная или институциональная деятельность зачастую ограничивает профессиональные возможности психолога, обязывая его реализовывать только те элементы, к-рые принимаются его орг-цией. В условиях независимой практики клинические психологи работают совершенно самостоятельно. Они свободны в выборе наилучших способов применения своих умений и инструментов. В 1950-х гг. в США насчитывалось не более 50 психологов, занимающихся независимой практикой на постоянной основе. По данным на 1995 г., уже ок. 10 тыс. психологов занимались постоянной независимой практикой. Согласно существующему порядку, чтобы получить право заниматься независимой практикой в клинической психологии, необходимо обладать докторской степенью, полученной в аккредитованном высшем учеб. заведении, а тж пройти после ее защиты двухлетнюю стажировку под руководством опытных специалистов в области клинической психологии. В различных штатах для независимой практики тж требуется получение лицензии или сертификата, подтверждающих наличие соотв. квалификации. Большинство психологов, занимающихся независимой практикой, отмечают значительные преимущества, связанные с этой ролевой моделью. К ним относятся: 1. Возможность предлагать широкий спектр психол. услуг. 2. Возможность реализовывать услуги, в к-рых практикующий специалист чувствует себя наиболее уверенно, получать от этого удовольствие и достигать более эффективных результатов. 3. Свобода выбора и возможность отказываться от использования, приводящих к частичному успеху, обладающих отсроченными эффектами или нецелесообразных услуг. 4. Относительная свобода от политических и бюрократических ограничений и требований. 5. Справедливая оплата за проявляемые умения, усилия или отдачу. 6. Возможность стать опытным практикующим клиницистом без потери статуса или уровня дохода. 7. Возможность повышать свою квалификацию и опыт без ограничений, навязываемых бюджетом орг-ции. 8. Возможность оказывать услуги любому человеку безо всяких ограничений. 9. Возможность набирать себе учеников для передачи своего опыта и знаний. 10. Возможность в выборе обстановки, оборудования, вспомогательного персонала и вида предоставляемых услуг. Возможность реализации честолюбивых устремлений ограничивается лишь уровнем образования, опытом, этическими представлениями и доброй волей практикующего специалиста. 11. Более четкая зависимость успеха или неудачи от усилий самого практикующего специалиста. 12. Возможность быть первым и последним человеком, кто видит клиента. Работа с клиентом без посредников увеличивает вероятность оказания компетентной помощи, способствует большей личной вовлеченности, быстрому разрешению возникающих недоразумений и лучшей оценки эффективности вмешательств. 13. Свобода в приспособлении оплаты за услуги к кошельку клиента. 14. Свобода от институциональных ограничений — реальных или символических. 15. Разнообразие деятельности и гибкость графика работы, к-рые благоприятствуют улучшению качества жизни практикующих специалистов. Данные опросов показывают, что в различных частях американского сообщества степень насыщенности занятыми на постоянной основе независимыми практикующими психологами составляет от 1 на каждые 2500 до 1 на 135 000 населения. Т. о., эта особая ролевая модель для клинических психологов, предполагающая прямой выход на клиента в предоставлении психол. услуг, может оказаться моделью будущего.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Независимая психологическая практика» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»