С самого начала изучения Н. о. ч. врачи (гл. обр., невропатологи) постулировали существование базового конституционального состояния ЦНС, в большинстве случаев врожденного и обычно сопровождаемого др. трудностями в коммуникации. В отличие от них, пед. психологи находились под впечатлением необычайно широкого спектра физ., когнитивных, эмоциональных, социологических, речевых, культурных и проявляющихся в обучении нарушений, обнаруживаемых у этой категории уч-ся, и склонялись к плюралистической т. зр. на причины их происхождения. Те, кто полагает, что все или большинство случаев Н. о. ч. м. б. отнесены к к.-л. одной причине, широко различаются в своих представлениях в отношении ее конкретного характера. Среди ее причин наз. наследственность, минимальную мозговую дисфункцию, задержку созревания, замедленность в специфических аспектах неврологического развития, конкуренцию между двумя полушариями головного мозга, сенсомоторные дефициты, зрительно-моторные дефициты, вербальные дефициты, нарушение мозжечково-вестибулярной системы и дефицитарность внимания и концентрации. В недавних исслед. были предприняты попытки выделить в популяции лиц с Н. о. ч. однородные в содержательном отношении подгруппы. При этом использовались различные типы процедур и обследовались популяции, отбираемые на основе различных критериев. Неудивительно, что получавшиеся в итоге виды нарушений в чем-то отличались от одного исслед. к др. В настоящее время достигнуто значительное согласие в том, что категория лиц с сильной дефицитарностью обучаемости чтению имеет в своем составе большую группу с дефицитами в различных видах лингв. способностей, меньшую группу с дефицитами в зрительном восприятии, группу со специфическим затруднением синтеза речевой последовательности и варьирующее число тех, кто демонстрирует смешанные паттерны и не имеет др. специфических дефицитов, помимо чтения и письма. Вербальную группу характеризуют общие проблемы, связанные с фонематическим анализом слов и объединением или синтезом звуков в слова. Др. специфические проблемы, обнаруживаемые у нек-рых лиц с вербальными дефицитами, включают замедленное называние цветов или предметов, слабость кратковременной вербальной памяти и недостаточный моторный контроль устной и письменной речи; могут присутствовать или отсутствовать затруднения понимания на слух. Гаддис подчеркивает необходимость увязывания диагноза Н. о. ч. с тем, что известно об алексии и афазии у взрослых. Однако лишь малый процент случаев Н. о. ч. свидетельствует о существовании мозговых повреждений, а диагноз «минимальная мозговая дисфункция» обычно основывается на «легких» неврологических симптомах и/или рез-тах психол. тестов и, следовательно, является в известной степени спекулятивным. Во всех недавних исслед. отмечается существование значительного числа случаев, к-рые не попадают ни в одну из выделенных подгрупп. Их процентное содержание (по данным различных исслед.) колеблется от 15% до 70%. По всей вероятности, это случаи, причину к-рых следует искать в плохом физ. здоровье и сенсорных дефицитах, эмоциональных проблемах, слабой образовательной подготовке или неблагоприятной языковой и культурной среде. В клинической практике случаи нарушений, обусловленные сочетанием конституциональных и соц. причин, встречаются гораздо чаще случаев, обусловленных исключительно конституциональными причинами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подтипы недостаточной обучаемости чтению» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»