Под К. с. понимают выполнение нек-рых консультационных функций лицом примерно одинакового возраста с консультированием под наблюдением профессионального консультанта. Хотя большинство программ К. с. проводятся в колледжах, в них тж включены средняя и начальная школы. Общинные (community) агентства психич. здоровья и службы пенитенциарной системы разработали парапрофессиональные модели, привлекающие местных «естественных» лидеров и посредников в программы самопомощи ради изменения. Консультанты-сверстники обычно использовались в четырех аспектах: а) как помощники по организационным вопросам; б) как ассистенты в консультационной программе, обычно со строго определенной ролью, такой как наставник или лицо, предоставляющее информ.; в) как помощники в группе под прямым наблюдением консультанта; и, редко, г) в качестве независимых агентов с обязанностями консультанта. В модели групп. консультирования для тренинга консультантов-сверстников особое значение придается самоосознанию, межличностным и коммуникативным навыкам и, на более высоких уровнях вовлеченности, ознакомлению с навыками консультирования. Данная модель имеет теорет. обоснование в прикладной и соц. теории научения, особое внимание в ней уделяется аффективному и когнитивному развитию. Программа тренинга осн. на принципах равноправного групп. поведения; сила воздействия равных (сверстников) направлена на развитие позитивных, эффективных и вознаграждаемых жизненных навыков. Консультанты-сверстники выступают в качестве моделей для равных себе лиц; в ходе тренинга стимулируется и развивается позитивное поведение, к-рое демонстрируется консультантами-сверстниками в целях оказания влияния на своих подопечных. В. Дельворт провел оценку программ К. с. для выяснения того, почему они не столь эффективны в школах. Он сделал вывод, что осн. недостаток заключается в том обстоятельстве, что эти люди обучены сохранять status quo учеб. заведения. В большинстве рассмотренных программ консультанты-сверстники действовали под прямым руководством консультанта и в пределах формальной иерархической школьной структуры. Это обстоятельство затрудняет оказание воздействия на «трудных» учеников, ценности к-рых отличаются от ценностей консультантов-сверстников. Необходимым условием эффективной парапрофессиональной программы (или программы К. с.) яв-ся соблюдение следующих требований: а) процесс отбора должен выявить естественных лидеров и помощников; б) тренинг должен обеспечить доступ к навыкам «входа в систему» («system entry» skills); в) вовлечение во все аспекты орг-ции должно поощряться; г) это вовлечение должно быть развивающим; и д) среди сверстников должна формироваться общность, напр. в форме коммуны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Консультирование сверстниками» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»