Понимание К. как обучения — или руководства, ориентирования, наставления, как его часто называют, — связано с ист. употреблением термина «К.». Словарные дефиниции подчеркивают такие его признаки, как предоставление советов и обмен информ. Большинство историков формального руководства рассматривают его как феномен XX в., возникший как одно из неск. реформаторских движений, отвечающих условиям, к-рые породила Промышленная революция XIX в. Помимо общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность пром-сти в трудовых ресурсах стимулировала возникновение профориентации. Пром-сть испытывала острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области профориентации, как и мн. др. реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных гос. школах механизм соц. изменений. С т. зр. пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из др. стран, а тж жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом об-ве. Именно вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации. Слияние профориентации с тестированием укрепило ее как фундамент К. До развития тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем важное значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила научные средства для реализации своей осн. на здравом смысле идеи повышения соответствия между работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную информ. о конкретном чел., его способностях и интересах, а тж о работе. Тестирование и последующие достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов методики, позволившие им проводить соотв. оценки как индивидуума, так и работы. Отличительной особенностью ориентационной модели была верность научному подходу к практике и исслед. К. Что касается практики К., то консультант, помогая клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, должен использовать психол. методы, такие как психол. тестирование, и обоснованную научную информ. Фактически К. рассматривалось как снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Тот же самый акцент на научном методе был принят в исслед., к-рые опирались на методологию черт-и-факторов, использующую психол. тесты и корреляционный анализ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Консультирование как обучение» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»