Ранние психол. исслед. умозаключений как факторов в дискурсе, начавшиеся в 1970-х, проводились вне рамок лингвистической традиции. В основном в таких исслед. испытуемыми были дети, к-рые должны были распознавать предложения, предъявлявшиеся либо не предъявлявшиеся на предварительной стадии заучивания. Одной из наиболее распространенных независимых переменных в этих исслед. было эксплицитное или имплицитное употребление нек-рого инструмента. Например, сравните такие предложения: «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке ложечкой» и «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке». В последнем предложении явно подразумевается, что при этом использовалась ложечка (хотя такое умозаключение не является логически неизбежным — с той же целью мог использоваться и к.-н. др. инструмент, напр. деревянная палочка или палец). В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети, напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем самым меньшую склонность делать выводы. Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: «В кормушке были съедены все зерна»), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте парных ассоциаций. Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. «предвосхищающие» (forward-consequence) умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически неизбежным, напр. как в следующей истории: «После долгого сна львица почувствовала себя голодной. Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве». Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. «Львица убила и съела антилопу»). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число ошибок), но только на уровне шестого класса. Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test), обнаруживаемому с переходом детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются «Львица проснулась голодной и отправилась на охоту», к-рый был, разумеется, верным, и «Львица разбудила льва, чтобы пойти на охоту», к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое превосходство одаренных детей. В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п. (лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инференциальное смещение» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»