Степень структурированности инструмента измерения диктуется целями исслед. Напр., при использовании минимально структурированной, открытой формы опроса, предполагающей свободные ответы, человека можно спросить: «Что вы думаете об X?» В противоположность этому, в макс. структурированной шкале человеку предлагается сделать выбор из нек-рого множества альтернатив. Если исслед. носит пилотажный характер, чаще предпочитается открытая форма. Она предоставляет больше информ. о мыслях и представлениях субъекта, зачастую идентифицируя проблемы, неучтенные исследователем. Кроме того, неструктурированная форма предоставляет респонденту большую свободу самовыражения, позволяя достигать лучшего взаимопонимания с исследователем. С др. стороны, структурированные формы гораздо легче обрабатывать, они уменьшают вероятность ошибок при кодировании данных, более четко фокусируют реакции на интересующих вопросах и могут реализовываться в больших группах людей. Т. о., когда исследователь располагает ясными представлениями об интересующих его чувствах, убеждениях и действиях, закрытая форма, в целом, более предпочтительна. В большинстве исслед. с использованием шкал аттитюдов предполагается, что человек осознает свой аттитюд, а тж готов подробно и точно ответить на все связанные с ним вопросы. Для мн. изучаемых проблем и условий проведения исслед. такое допущение является обоснованным и оправданным. При скрытых процедурах (unobtrusive techniques) люди не осознают, что за ними ведется наблюдение. Напр., расстояние между двумя сидящими людьми может служить показателем их отношения друг к другу, стиль одежды и прически — политического консерватизма, а ношение берета отражать публичную демонстрацию художественных притязаний. При использовании косвенных процедур (indirect techniques) люди обычно отдают себе отчет в том, что их оценивают. Однако, они не должны сознавать, что предметом, интересующим исследователя, является их аттитюд, а, напротив, считать, что оценивающего интересует к.-л. др. аспект их поведения, напр. способность к логическому мышлению, уровень моральных суждений или перцептивные способности. Напр., аттитюды могут косвенно измеряться путем подсчета допущенных ошибок в тестах на. фактические знания или логическое мышление. Этот подход основывается на предположении, что когда люди ошибаются, они воспринимают те выводы, с к-рыми они согласны, как осн. на фактах или на строгих умозаключениях, и прямо противоположным образом относятся к тем выводам, с к-рыми они не согласны. В случае измерения расовых и этнических аттитюдов респондентов могут попросить высказать суждения о личностных чертах, мотивах или интеллекте целевой группы. Это обычно осуществляется под видом оценки способности респондента к точным суждениям о характере других людей. Наконец, нужно учитывать время и ресурсы, к-рыми исследователь располагает при конструировании шкалы, проведении обследования и обработке результатов. Если существуют временные ограничения, рекомендуется использовать методики структурированного самоотчета с небольшим количеством пунктов. Такие методики требуют меньше времени как для проведения, так и для обработки. Наиболее структурированные шкалы могут тж применяться в больших группах, тогда как косвенные, скрытые, или физиолог. измерения, как правило, не могут. Кроме того, методики самоотчета зачастую обходятся дешевле и не требуют для своего проведения сложных стимульных материалов, иногда необходимых для др. методов. Считается, что скрытые и косвенные процедуры измерения менее чувствительны к попыткам респондентов скрыть аттитюд или сообщать только социально желательные мнения, чем прямые методики самоотчета. Причиной может быть то, что люди либо не сознают, что их проверяют, либо их внимание фокусируется на др. оцениваемых характеристиках (напр. способностях). Несмотря на то, что такого рода обман может позволять исследователю получать более точную информ. об интересующих аттитюдах, следует помнить, что это делается без информированного согласия респондента. В таких случаях надлежит учитывать нрава личности на сохранение тайны. При любом использовании результатов должна сохраняться анонимность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Практические соображения» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»