Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени
Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как «Третьей силы». Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность — отчасти из-за своих «порочных» связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, — возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п. Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство — всегда быть «обращенной окнами» на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед. Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий. Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое — междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) — известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» (life-span human development). Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»