Буддистская психология предлагает тонкий анализ индивидуальной и соц. патологии, утверждая, что все виды патологии можно проследить до трех осн. причин: «ядов» страсти (addiction), антипатии (aversion) и заблуждения (delusion). Др. азиатские психол. школы полагают, что страсть «подливает масла в огонь» жадности, стяжательства, фрустрации и снижает гибкость и способность к выбору. Антипатия — желание уклониться от встречи с неприятными раздражителями или атаковать их — это зеркальное отображение страсти и источник гнева, брани, страха и оборонительной позиции. Как восточным, так и западным психологам хорошо известно, что такое «отравленное» поведение вызывает лишь временное удовлетворение. Заблуждение (омраченность) ума, говорят азиатские психологи, — это состояние сознания, к-рому не хватает ни ясности (оптимальности), ни рациональности. Ложные убеждения фильтруют и искажают восприятие, мотивацию и чувство идентичности человека во мн. важных, но не признаваемых отношениях, к-рые редко сознаются в силу их общности для каждой данной культуры. Многое в нашем мире и коллективном поведении иначе как безумием не назовешь. «Они говорят, что мир стоит на краю безумия», — гласил заголовок публикации Американской психол. ассоц., посвященной итогам Всемирного конгресса по психическому здоровью, состоявшегося в 1983 г. Осознание этого безумия необходимо для смягчения его проявлений и глобальных осложнений, грозящих жизни всего человечества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические концепции Востока» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»