Служебная деятельность командира корабельного подразделения как психолого-педагогический процесс
Основная задача корабельного экипажа – обеспечение постоянной боевой готовности своего корабля. В Боевом уставе ВМФ под этим понимается способность корабля в любых условиях обстановки начать боевые действия и выполнить поставленную задачу [36, с. 54]. Боевая готовность базируется на боеспособности – подготовленности корабля к выполнению боевых задач. Она зависит от укомплектованности, уровня подготовки и морально-бое¬вых ка¬честв личного состава, технической исправности материальной ча¬сти корабля, боевых потерь и возможностей их восполнения, обеспеченности материальными средствами и других факторов. Выполнение этих уставных требований во многом зависит от служебной деятельности офицеров корабля и, в первую очередь, командиров корабельных подразделений. В служебной деятельности формируются и раскрываются основные черты личности офицера. Корабельная служба продолжает воспитательный процесс, начатый в вузе, в известной мере завершая на практике созревание командира подразделения, обогащая его такими личностными чертами и свойствами, которые могут проявляться только в конкретном труде при выполнении обязанностей командира корабельного подразделения. С точки зрения формирования личности, любой труд – это процесс активизации, использования и развития духовных сил и задатков человека. Особый характер общественной деятельности воина и воинского коллектива создает обширную область специфических отношений, норм, традиций, стимулов творческой деятельности. Поэтому корабельный офицер отличается своеобразием установок и ценностных ориентаций, проявляющихся в его потребностях, стремлениях и желаниях, в мотивах деятельности. Служебная деятельность командира корабельного подразделения характеризуется психолого-педагогическими закономерностями формирования его личности как командира-единоначальника и как педагога-воспитателя подчиненных. И в той и в другой ипостаси командир, так же как и любой другой специалист, действует на основе мотива. Однако процесс мотивации его деятельности, хотя и подчиняется общим психолого-педагогическим закономерностям, но все же имеет такие особенности, без понимания которых ее анализ невозможен. Основными особенностями мотивации деятельности командира корабельного подразделения являются: 1. Различные уровни ответственности командира как единоначальника и как учителя-воспитателя подчиненных. Если в первой ипостаси ответственность является следствием четко обозначенных конкретных обязанностей, то во второй ипостаси она обозначена лишь в наиболее общих учебно-воспитательных задачах. Психологическая направленность этого различия не вызывает сомнения. Хотим мы этого или нет, но объективно роль единоначальника для любого командира стоит на первом месте. 2. Различные уровни осознанности своих обязанностей как единоначальника и как учителя-воспитателя. Этот уровень зависит, в первую очередь, от потребностей человека. Нельзя забывать незыблемую истину о том, что че¬ловек никогда ничего не делает, не делая этого ради удовлетворения своих потребностей. Наглядным свидетельством этой истины является схема, показанная на рис. 73. Как видим, потребности могут осо¬знаваться на различных уровнях сознания – от смутных, часто инстинктивных влечений до подчиняющих себе всю сознательную жизнь человека идеа¬лов. Исследования, проведенные среди командиров корабельных подразделений, показали, что свыше 90% из них осознают свои обязанности командира-еди¬ноначальника на уровне стремлений, интересов и идеалов и только около 10% признали важность своих обязанностей воспитателя подчиненных осознанными на уровне более или менее понятных ориентаций. 3. Объективная обусловленность возможности несовпадения мо¬тива и цели деятельности. Анализ схемы показывает, что конкретные действия и поступки людей обусловлены целями и мотивами. При этом мотив и цель фактически являются осознанной на определенном уровне потребностью: цель определяет смысл деятельности, мотив – обусловливает конкретные действия. Как правило, цели и мотивы совпадают. Исследования свидетельствуют, что около 80% выпускников института имеют определенные цели своей дальнейшей службы в ВМФ и более или менее ясные мотивы этой служебной деятельности. Однако если цели, особенно на ближайшую перспективу, определены, как правило, реально, то мотивация по достижению целей обозначена лишь в общем виде. Тем не менее, в этом случае можно говорить о совпадении целей и мотивов дальнейшей службы выпускников, если не принимать в расчет, что свыше 90% принявших участие в исследовании не ставили перед собой целей по обучению и воспитанию подчиненных. Поэтому фактически мотивы и цели у этих выпускников не совпадали, так как они не считали необходимым для своей служебной карьеры обучение и воспитание подчиненных. Эта особенность мотивации служебной деятельности характерна для 90% выпускников института. 4. Возможность несовпадения мотива и целей деятельности у выпускников института проявляется также и в следующей психологической особенности молодого офицера, назначенного на первичную должность командира группы на корабле. Она заключается в том, что при вступлении в должность командира группы вчерашний курсант руководствуется в своих конкретных действиях и поступках не столько мотивами и осознанными целями на повседневную действительность и ближайшую перспективу, сколько под непосредственным воздействием на его сознание всей сложнейшей системы корабельной организации по выполнению суточного распорядка дня. Представим эту психологическую особенность, характерную для действий командира группы в процессе освоения им своих служебных обязанностей, по схеме рис. 74.
Рис. 74. Структура деятельности
Как видим, реальность служебной обстановки воздействует на командира группы в трех направлениях: путем осознания своих потребностей, формируя мотивы конкретной служебной деятельности. С большой вероятностью можно допустить, что именно в этом направлении формируется его мотивация на обучение и воспитание подчиненных; путем формирования цели его деятельности в должности командира группы, в том числе по обучению и воспитанию подчиненных. Два этих направления формируют наиболее благоприятные внутренние психологические предпосылки деятельности командира группы: совпадающие мотивы и цели этой деятельности; но есть еще одно направление, по которому служебная обстановка напрямую воздействует на конкретные действия и поступки человека. На схеме это направление обозначено как воздействие на относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей. Реально это воздействие может проявляться в том, что в процессе выполнения своих служебных обязанностей офицер получает новое задание, которое потребует от него существенной мобилизации его физических и интеллектуальных ресурсов. Оценив обстановку (процессы интериоризации и экстериоризации, см. схему рис. 74), офицер принимает решение: 1) Запланированную беседу с молодыми матросами об ответственности каждого специалиста за безукоризненное выполнение своих обязанностей провести старшине команды, мичману Н. 2) Проведение самоподготовки личного состава (по суточному плану) проконтролировать старшине команды, мичману Н. Приказ командира боевой части офицер выполнил без замечаний. В процессе его выполнения состоялась полезная встреча с командирами групп движения соседних подводных лодок. Проявив настойчивость, он получил не только выписанные запчасти, но и некоторые другие, необходимые для подводной лодки, детали. Он даже был принят флагманским специалистом (без его подписи некоторые детали ЗИПа не выдавались). Проанализированная психологическая особенность служебной деятельности командира корабельного подразделения хотя и не отменяет закономерности формирования мотива и цели деятельности, но за счет ранее сформированных ее элементов детализирует общую мотивацию специалиста в процессе интериоризации и экстериоризации. Нетрудно заметить, что в сложившейся служебной ситуации молодой офицер действовал энергично и решительно. Следовательно, психологически он был готов к исполнению своих обязанностей на корабле. Это свидетельствует о достаточном психолого-педагогическом обосновании учебно-воспитательного процесса в институте. Более того, анализ этой конкретной ситуации дает основание утверждать, что и в непростой служебной обстановке молодой офицер принимает решение на основе сложной мотивации, развитие которой является следствием учебно-воспитательного про¬цесса института. Вспомним, что 90% выпускников, принимавших участие в исследовании, не считают обучение и воспитание подчиненных своей служебной обязанностью. Не поэтому ли командир группы движения с необычайной легкостью перепоручил учебно-воспитательные мероприятия своему подчиненному мичману Н.? Не сомнения, что при более строгом подходе можно было бы найти другое решение. 5. Проанализированная служебная ситуация позволяет сделать вывод о том, что, помимо перечисленных, развитие мотивации в условиях корабельной службы сопровождается еще и следующими психологическими особенностями: жесткая служебно-приказная зависимость мысленного обос¬нования (мотивировки) своего решения на свои будущие действия и поступки от возможности прямого воздействия на них общих мотивов и целей деятельности экипажа; возможность принятия решения на свои действия и поступки без предварительного мысленного обоснования, т. е. без обычного мотивационного процесса. Эта психологическая особенность является следствием деятельности в привычных условиях или в боевой обстановке, когда конкретные действия отработаны до автоматизма. Но это автоматизм особого рода, он не свободен от контроля сознания, а стал возможным только благодаря убыстрению процесса мотивировки или, как утверждают психологи, ее свертыванию. В этих случаях сознание освобождено от необходимости каждый раз мотивировать отработанные привычные действия; рассмотренная психологическая особенность свертывания мотивации проявляется также и в том, что в мотивах объединяется актуальное (то, что проявляется в данный момент) и потенциальное (закрепленное в сознании и проявляющееся при определенных условиях). Причем если побуждения всегда актуализируются (без них нет не только деятельности, но и отдельных действий), то мотивировка может проявляться не всегда, выступать в потенциальной форме. Таким образом, служебная деятельность командира корабельного подразделения обусловлена сложными процессами мотивации, проявляющейся в мотивах в качестве внутренне осознанных побуждений. В отличие от внешних побуждений – стимулов (воздействия природной и социальной среды), которые являются объективными (отражаемыми), мотивы – отраженное, субъективное, психологическое. Это различие заключено уже в происхождении данных терминов: stimulus по латыни означает остроконечную палку, а проис¬ходит от французского термина motif – побуждение. При этом необходимо учи¬тывать, что их нельзя противопоставлять, они взаимосвязаны между собой. Ма¬териальные или моральные стимулы, воспринятые человеком как нечто важное, в его сознании превращаются во внутренние осознанные побуждения, т. е. «мотивы». Например, представление о будущей деятельности ставит перед курсантом стратегические цели, которые придают повседневной деятельности оп¬ределенный смысл. Но побудительными для конкретных действий при этом являются частные мотивы: несмотря на притягательные стратегические це¬ли, конкретное учебное задание может быть не выполнено. В этом случае возникает необходимость в мотивах, создающих дополнительные, тактиче¬ские побуждения (замечание, перспектива наказания или поощрения и т. д.). Не меняя смысла учебной деятельности, частные мотивы как бы подталки¬вают курсанта к выполнению уже готового намерения. Такая система мотивов действует при всех сложных видах деятельности че¬ловека. Причем обе группы равны по своему значению: не имеющая широкого обобщенного мотива деятельность лишена субъективного смысла (например, деятельность только по внешнему побуждению), она не способна обогащаться своим внут¬ренним содержанием и становится психологически тягостной; в свою очередь, наличие только побуждающих мотивов, как правило, недостаточ¬но для полноценной деятельности. Деятельность командира корабельного подразделения побуждается несколькими обобщенными мотивами и имеет многосторонний смысл. Например, деятельность корабельного офицера по своей специальности имеет двоякую направленность: с одной стороны, исправное состояние материальной части комплекса воо¬ружения повышает боеготовность корабля и рейтинг офицера как специали¬ста; с другой – успешность этой деятельности и высокий профессионализм открывают перед ним реальные перспективы продвижения как по специальной, так и по командной службе. При этом среди побуждающих всегда выделя¬ются мотивы, играющие ведущую роль. На разных этапах деятельности эти мо¬тивы различны. Главное заключается в том, что в любой деятельности огромную роль играет положительная мотивация. Благодаря ей существенно повышается творческая составляющая в деятельности подчинённых не только по изучению своего заведования, но и по его обслуживанию, формируется соот¬ветствующая направленность их личности, что, естественно, влияет на успеш¬ность деятельности. Но необходимо учитывать, что мотивационные психиче¬ские явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их место в иерархической структуре мотивационной системы человека может меняться в зависимости от обстановки, видов деятельности. Вместе с тем, выступая в неразрывном един¬стве, они служат стержнем направ¬лен¬ности человека. При этом очень важным является то, что в сложных условиях корабельной службы частные мотивы приобретают большую силу и остроту. Боевое воодушевление, гнев, презрение к врагу, чувство товарищества и взаимовыручки получают большую побудительную силу. В конце октября 1944 г. на Балтике шли бои по освобож¬де¬нию острова Саарем. Ночью с 30 на 31 октября «МБК-510» шел вдоль берега острова и вел артиллерийский огонь по огневым точкам против¬ника. Внезапно сигнальщик доложил о том, что прямо по носу видит поплавки – это явно была минная ловушка. Сразу после доклада под кормой раздался сильный взрыв, и катер лишился хода. Взрывом сорвало винты и руль, вышла из строя рация, в кормовые отсеки начала поступать вода – корма осела по са¬мую палубу. Началась борьба за живучесть. А катер тем временем сносило на мину. Помощник командира лейтенант Яковлев Виктор Клементьевич приказал спустить шлюпку, чтобы отбуксировать мину от борта. В это время комендор Николай Жуков увидел, что у борта на гребне волны вынырнула еще одна мина. За мгновение до взрыва Николай бросился за борт. Этот поступок не был стихийным, не¬осознанным. Опытный моряк, участник обороны Таллинна и трагического пе¬рехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт в 1941 г., он пред¬ставлял последствия подрыва и за доли секунды принял единственное верное решение – опередить удар мины о борт катера, вынырнуть как можно ближе к ней, оттолкнуть от борта и отбуксировать за корму [12]. Этот случай – яркий пример воинского подвига, который является наиболее ярким проявлением мотивационно-ценностных установок личности воина. За этот подвиг старшему матросу Николаю Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Но офицер должен помнить и об отрицательных мотивах, которые возникают под воздействием опасности, чрезмерного напряжения сил, переутомления не¬удач и т. п. Успешность их предупреждения во многом зависит от его повсе¬дневной деятельности по обучению и воспитанию личного состава подразделе¬ния. Таким образом, служебная деятельность командира корабельного подразделения в значительной степени является деятельностью педагога в специфических условиях корабельной службы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Служебная деятельность командира корабельного подразделения как психолого-педагогический процесс» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»