Психолого-педагогические основы руководства корабельным коллективом
Эффективность деятельности любого коллектива, корабельного в том числе, во многом зависит от уровня руководства. Руковод¬ство и управление войсками, основанное на теоретическом фундаменте, на высокой сознательности, военно-теоретических и военно-технических знаниях, – одно из условий дальнейшего повышения боеготовности войск. Умелое руководство организует, дисциплинирует и сплачивает коллектив. Вся деятельность экипажа корабля подчинена командиру. Интересы дела требуют, чтобы командир всегда, в любой служебной обстановке выступал не только как воинский начальник, наделенный соответствующими правами и обязанностями, но и как общественный организатор, пользующийся доверием и уважением подчиненных. Чтобы командир всегда был для экипажа не только единоначальником, но и руководителем коллектива, общественным организатором, представителем масс воинов, он обязан хорошо знать свои общественные функции. Он должен отчетливо представлять особенности общественной деятельности в условиях жесткой воинской организации и единоначалия, знать, в чем заключается его роль руководителя корабельного коллектива, что она собой представляет, на чем основывается и какие стороны общественной жизни охватывает. Руководящая роль командира в корабельном коллективе основана на уставных положениях. Она официально закреплена служебно-должностными обязанностями командира на корабле. Но если как единоначальник командир управляет кораблем и руководит деятельностью подчиненных через систему воинской организации, то как руководитель коллектива он использует, кроме того, и систему общественных органов руководства. Ведь коллектив функционирует не только в результате внешнего воздействия, но и самоуправляется. На корабле все матросы, старшины, мичманы и офицеры сплочены единой благородной целью – выполнением важных и ответственных задач по защите Родины. К достижению этой цели стремятся все воины, не дожидаясь какого-либо дополнительного воздействия. Эти стремления воинов воплощаются в их действиях и поступках, продиктованных им собственным сознанием. Они стремятся вести себя в соответствии с уставными требованиями и наилучшим образом выполнять свои функциональные обязанности. Да и сам командир является не только руководителем, но и руководимым. Он, так же как и все моряки, – член корабельного коллектива и должен учитывать его требования. В любом случае, выступает ли командир как единоначальник или как общественный организатор, он должен мобилизовать подчиненных на выполнение учебных и боевых задач, развивать их инициативу и творчество. Своей руководящей деятельностью командир выполняет волю коллектива. В то же время он ведет за собой подчиненных, направляет их деятельность. Командир единолично командует кораблем. В воспитании лич¬ного состава он опирается на помощь всей системы воинского учеб¬но-воспитательного процесса. Социально-психологический аспект авторитетного руководст¬ва корабельным коллективом заключается в формировании взаимопонимания между членами экипажа, взаимной согласованности и психологической совместимости людей, в сплочении личного соста¬ва в процессе решения задач боевой и политической подготовки. Формирование взаимопонимания основывается на нравственном и воинском воспитании личного состава. Нравственная направленность воспитания имеет особое значение для корабельного коллектива. И если случается порой, что эта направленность теряется, коллектив начинает постепенно утрачивать свои основные качества и может превратиться в бесформенное, рыхлое социальное образование. Служба на корабле, уже сама по себе, – решение важной государственной задачи. Особую конкретность эта задача приобретает в длительных плаваниях, где наиболее зримо выступает связь деятельности каждого военного моряка и экипажа с делами и планами всего общества. Осознание этой связи в повседневных флотских буднях происходит не автоматически, а в результате руководящей деятельности командиров, всех офицеров, направленной на формирование взаимопонимания между подчиненными при решении главных задач, стоящих перед кораблем. Однако формирование в коллективе взаи¬мопонимания по главным задачам, стоящим перед кораблем, не должно повлечь за собой забвения тех второстепенных дел, которые, хотя и не оказывают решающего влияния на результаты деятельности экипажа, все же могут привести к некоторому их снижению. Бывает и так, что внимание командиров целиком сосредоточивается на подготовке к выполнению задач длительного плавания, на практической отработке действий экипажа. В то же время многие вопросы повседневной жизни моряков, различные хозяйственные дела и заботы выпадают из поля их зрения. Это может привести к тому, что взаимопонимание, выработанное по основным вопросам деятельности экипажа, будет ослаблено равнодушным отношением к повседневным делам на корабле. Взаимная согласованность и психологическая совместимость имеют особое значение при решении ответственных задач, при действиях экипажа в сложных и опасных ситуациях, в боевой обстановке, при выполнении практических стрельб, пусков ракет и других боевых упражнений. Бывает так, что в обычных, не слишком напряженных условиях все звенья экипажа действуют слаженно. Но вот корабль вышел в длительный поход, и через некоторое время появились рассогласованность в действиях отдельных матросов, боевых постов, команд, расчетов, стремление найти занятие полегче, переложить трудности на других, подозрительность, а то и зависть. В экипаже возникают недоверие друг к другу, натянутость во взаимоотношениях, раздражительность и нервозность. Все эти явления могут быть вызваны внутренними, индивидуально-психологическими особенностями людей, которые до определенного момента были скрыты и не оказывали отрицательного влияния на коллектив. И вот теперь, в трудных условиях плавания, они проявились. Корабельные условия службы создают благоприятные предпосылки согласованности действий и психологической совместимости матросов, старшин, мичманов и офицеров. Они вырабатываются при формировании взаимопонимания на основе общности политических взглядов и убеждений, единства мировоззрения. Их развитие до степени высокой социальной сплоченности корабельного коллектива происходит параллельно с решением других воспитательных задач, однако требует специальных, целенаправленных усилий офицеров корабля. Психологическая совместимость обеспечивается правильным учетом индивидуально-психологических особенностей при распре¬делении матросов, старшин и офицеров по боевым постам, рас¬че¬там, командным пунктам, при составлении основных корабельных расписаний. При этом важно учитывать особенности темперамента человека, его характер, способности, направленность личности, склонности, увлечения подчиненных, их интересы и общий культурный уровень, т. е. все, от чего зависит психологическая совместимость людей. Однако научно обоснованный подход при распределении личного состава на корабле еще не гарантирует полной совместимости и требуемой условиями корабельной службы согласованности действий. Совместимость и согласованность, в конечном счете, достигаются в результате совместной деятельности. Важную роль при этом играют развитие доверия между людьми и уважения к труду товарищей, отработка взаимозаменяемости, воспитание ответственности за свои действия и поступки, гордости за успехи экипажа. Психологическая совместимость обеспечивается творческой обстановкой в экипаже, требующей от всех моряков высокой активности и инициативы. Успешное руководство корабельным коллективом невозможно без активного участия в общественной жизни экипажа. Необходимо, чтобы весь личный состав стремился к повышению боеготовности и боеспособности корабля, к укреплению воинской дисциплины, порядка и организованности. Руководство коллективом вклю¬чает в себя управление формированием и развитием общественного мнения в экипаже, настроений, социальных чувств, корабельных обычаев и традиций. Управляя социально-психологическими процессами, командиры сплачивают корабельный коллектив на основе высоких нравственных принципов, взаимного уважения и взаимной требовательности. В ходе активной мобилизации духовных сил экипажа достигается его социально-психологическая однородность, утверждаются и развиваются боевые традиции, обеспечивается духовная зрелость экипажа. Важной задачей управления психологией коллектива является исключение случаев недисциплинированности, страха и трусости. Руководство коллективом включает также систематическое наблюдение за развитием и проявлением всех социально-психологи¬че¬ских явлений (общественного мнения, социально-политических чувств, настроений, обычаев, традиций, взаимоотношений) и их анализ. Анализу и наблюдению подвергаются взаимоотношения между военнослужащими на боевых постах, командных пунктах, в кубриках и каютах, в столовой и в кают-компании, при выполнении ими сложных заданий и трудоемких работ. Обязательно анализируются ситуации, в которых складываются взаимоотношения. Важно также представлять процесс формирования основных психологических явлений в коллективе, направленность и тенденции их развития. Особенно тщательно анализируются психологические явления, охватывающие коллектив при резком и непредвиденном усложнении обстановки. Эффективность работы по управлению корабельным коллективом во многом зависит от тех критериев, которыми оцениваются уровень развития, направленность и сила воздействия отдельных социально-психологических явлений. Обычно такими критериями выступают объективные результаты служебной деятельности экипажа. Большое значение имеют также показатели социальной активности воинов, в частности, мера индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение задач боевой и политической подготовки, прочность идейных, нравственных и боевых мотивов поведения, уровень коллективных моральных оценок поступков личного состава, оперативность реагирования на актуальные вопросы внутрикорабельной жизни, характер индивидуальных и коллективных обязательств. Важные условия быстрого и всестороннего развития психологии коллектива – согласованность, однозначность и преемственность воспитательного воздействия офицеров, мичманов, старшин. Это обу¬словлено едиными требованиями уставов и руководящих документов по организации обучения и воспитания воинов. Регулирующая и направляющая функции в воспитании корабельного коллектива принадлежат командирам. Они являются организаторами педагогического воздействия, на уровне которого и происходит согласование всех конкретных мероприятий. Если же в практике работы допускается даже незначительное, на первый взгляд, рассогласование в уровне требовательности или различный подход к мерам воспитательного воздействия, это сразу вызывает отрицательную реакцию коллектива. Такое же значение имеет и однозначность подхода к основным формам и методам воспитания. Она предполагает высокую собранность, строгость и дисциплинированность коллектива, беспрекословное выполнение всех ус¬тавных требований. Не менее важный путь – глубокое изучение жизни коллектива, умение выявить и правильно оценить как общедоступные, лежащие на поверхности элементы его психологии, так и зарождающиеся, завуалированные психологические тенденции, которые в своем развитии при определенных условиях могут приобрести решающее положительное или отрицательное значение. Во многом успешность выполнения подразделением стоящих перед ним задач зависит от умения командира учитывать их психологическую составляющую. Так, при подготовке корабля к длительному плаванию можно порекомендовать изучение психологического состояния коллектива по двум направлениям: 1) в области социально-психологической: определить изменения в социальной структуре, особенности и психологическую характеристику коллектива; выявить господствующие настроения, чувства и состояния, а также каналы управления ими; разобраться в официальных и неофициальных отношениях отдельных групп личного состава к предстоящему походу; определить наилучшие средства для развития нравственных и военных установок в походе; 2) в области индивидуально-личностной: определить степень морально-нравственной и психологичес¬кой подготовленности к выполнению задач; выделить тех воинов, которым следует уделить основное внимание; наметить мероприятия для развития у каждого члена экипажа высоких морально-боевых качеств, стремления к повышению мастерства, поддержанию боевого настроения и бодрости в походе. Успех воспитания зависит от правильной организации работы коллектива, учитывающей его структуру. Важнейшая предпосылка успешного руководства корабельным коллективом – постоянное изучение его психологии и определение (прогнозирование) основных тенденций ее развития. Процесс этого изучения включает: анализ общих сведений об экипаже: социальный, национальный, профессиональный состав, партийность, возраст, образование, производственный опыт, участие в общественной жизни; характеристику идейной убежденности, целеустремленности, нравственных критериев коллектива; определение особенностей отдельных воинов по их отношению к службе, обязанностям, дисциплине, а также к сослуживцам; выявление взаимоотношений в коллективе и степени их соответствия уставным требованиям; раскрытие структуры коллектива; анализ актива, официальных руководителей отдельных групп и неофициальных лидеров; характеристику основных психологических явлений в коллективе: общественного мнения, настроений, чувств и состояний, обы¬чаев и традиций; выявление межгрупповых и межколлективных связей, инфор¬мационных каналов; выводы о прочности коллектива, сплачивающих факторах, источниках трений и конфликтов [6, с. 183–194]. В психологическом плане руководство коллективом подразделяется на этапы. Первоначальный этап заключается в личном осо¬знании командиром и политработником цели предстоящей работы с коллективом. Предположим, в какой-то период плавания в экипаже стали проявляться (пусть слабо выраженные) признаки напряженности во взаимоотношениях, нервозности и повышенной раздражительности. Командир анализирует их, очерчивает круг вопросов, которые необходимо поставить в целях сознательного регулирования коллективом взаимоотношений и предупреждения возможных отрицательных явлений. Таким образом, вслед за его личным осознанием цели предстоящей работы происходит уяснение этой цели всем коллективом. Далее следует принять решение на конкретные коллективные действия и их практическое осущест¬вление. Большое значение имеет создание условий, обеспечивающих претворение в жизнь принятого решения. Среди них – подготовка подчиненных к благоприятному восприятию принятого решения и действиям по его осуществлению. На каждом этапе руководство коллективом должно осуществляться с учетом возникающих социально-психологических явлений, особенно настроений, чувств, состояний. При прочих равных условиях, чем ниже общий уровень военно-профессиональной под¬готовки личного состава, выполняющего задачу, тем более важной становится роль руководства и большее значение имеет система контроля за исполнением принятого решения. Четкая организация контроля за индивидуальной и коллективной деятельностью является условием успеха в осуществлении принятого решения. В корабельном коллективе контроль ведется с использованием всего механизма воинской организации, а также коммуникативных возможностей коллектива, обеспечивающих прямую и обратную связь между руководителями и исполнителями. В деятельности командиров по руководству корабельным коллективом должно соблюдаться правило: по возможности удовлетворить все личные и коллективные потребности и интересы. На корабле любое мероприятие (служебное или общественное) неизбежно затрагивает интересы личности и коллектива. Будь то организация боевой учебы, обеспечение плавания или культурного досуга – везде это конкретные люди со своими, только им присущими и вместе с тем типичными мнениями, взглядами, устремлениями. Поэтому организация труда и быта корабельного коллектива, основанная на всемерном удовлетворении коллективных потребностей и интересов, должна учитывать и требования каждой отдельной личности. При умелом руководстве в экипаже создается такая психологическая атмосфера, когда любой матрос, старшина, офицер может всегда выступить с конкретным предложением или просьбой, будучи уверенным, что ему окажут достаточное внимание. Особую роль в корабельном коллективе играют перспективы его жизни и деятельности. Если перед ним поставлена ясная и доступная благородная цель, то борьба за ее достижение приносит удовлетворение не только коллективу, но и лично каждому моряку. Стремление достичь цели формирует целеустремленность, настойчивость, требовательность, действует мобилизующе, объединяет кол¬лектив, умножает его творческие возможности. Использование этих психологических механизмов требует от руководителей глубокого знания жизни, особенностей и условий, в которых формируются и происходят основные социально-психо¬ло¬гические явления в экипаже, умения видеть перспективы развития коллектива, ставить цель перед подчиненными, заинтересовать их предстоящей работой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психолого-педагогические основы руководства корабельным коллективом» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»