Решение задач боевой подготовки, повышение боеготовности и боеспособности кораблей и частей, длительные плавания в различных районах Мирового океана требуют от командиров, всех офицеров постоянного совершенствования управления всей жизнью и деятельностью личного состава. В настоящее время больше, чем когда бы то ни было раньше, успехи в учебной и боевой деятельности определяются уровнем управления и конкретностью руководства. Управление кораблем и руководство деятельностью личного состава включают огромный комплекс идеологических, организационных, экономических, моральных и социально-психологи¬че¬с¬ких факторов. На современном этапе развития военно-морского дела возрастает значение социально-психологического фактора. Это обу¬словлено влиянием научно-технического прогресса, предъявляющего повышенные требования к человеку, к его физическим, моральным и психическим возможностям. Для того чтобы наиболее полно использовать эти возможности, особенно в сложной боевой обстановке, необходимо учитывать не только уровень развития каждого воина, но и уровень взаимодействия, взаимопонимания, взаимосвязи и взаимовлияния между людьми в коллективе. Все эти процессы определяются степенью развития корабельного коллектива, его сплоченностью, дисциплинированностью, работоспособностью. Успех управления и руководства во многом зависит от учета влияния психологии коллектива на общую и индивидуальную деятельность. Психология коллектива представляет собой сложную совокупность устойчивых психических качеств, типичных для его членов, коллективных форм сознания и неосознанной совместной психической деятельности, общих чувств, состояний и волевых процессов. В психологии коллектива отражаются конкретные условия труда и быта, особенности обстановки, типичные классовые и национальные черты сознания, отношения, традиции и эмоциональные переживания людей; это – общие суждения, оценки, взгляды, мнения, отношения, интересы, настроения и другие социально-пси¬хологические явления. «Психология коллектива в единстве всех названных элементов составляет часть более широкого феномена – общественной психологии» [6, с. 11]. Ее формирование и развитие подчинено определенным закономерностям, научное объяснение которых основывается на соотношении роли общественного сознания и общественного бытия. Общественное сознание является отражением общественного бытия. Оно формируется (под влиянием экономических и политических условий жизни) в результате физиологической деятельности мозга человека в определенном социальном окружении. Сложность предмета отражения (общественное бытие) и самого процесса отражения в человеческом сознании обусловливает многообразие общественного сознания. Оно вырабатывается в процессе теоретической деятельности, повседневной практики и проявляется в виде теоретического и обыденного сознания. Основой теоретического сознания является идеология. Она выражается в политических, философских, правовых теориях и отражается в поведении и деятельности людей. Обыденное сознание формируется в повседневной жизни и дея¬тельности. Имея в своей основе общественную психологию, оно во многом зависит от непосредственного жизненного опыта людей и общего уровня развития социальной жизни [6, с. 200–201]. Объективный мир, реальные общественно-экономические условия – основной фактор, определяющий общественную психологию. Социально-психологические явления, в отличие от теоретического сознания, не охватывают всей глубины закономерных связей окружающей действительности, не всегда проникают в суть источников и причин общественной жизни. Они формируются и развиваются на основе личностных и общих потребностей людей. Потребности являются самыми глубокими побудительными причинами человеческих действий. Но результативность этих действий зависит от того, насколько верно они соответствуют реальным связям и отношениям окружающей действительности. И хотя эти отношения всегда проходят через головы людей, они не всегда раскрывают действительные причины тех или иных действий. В структуре общественной психологии потребности, осознанные массами, выступают в качестве интересов – основных стимулов к действию отдельных личностей, групп и коллективов. Сила и направленность этого воздействия во многом зависят от соответствия личностных групповых, коллективных и общественных интересов. Само это соответствие обусловлено общественным характером производства и разделением труда. В общественной психо¬логии интересы порождают борьбу мотивов, взглядов, мнений раз¬личных общественных групп и коллективов. В реальной жизни возникает бесчисленное многообразие различных интересов, среди которых наряду с коренными обществен¬ными интересами, направленными на удовлетворение потребностей всего общества, существуют индивидуальные и групповые, в той или иной степени расходящиеся с общественными. В большинстве случаев несовпадение интересов отдельной лич¬ности, группы, коллектива и общества в целом – это следствие конкретных жизненных обстоятельств. Оно может возникнуть на основе неправильно понимаемой и недостаточно осознанной индивидуальной или групповой потребности, низкого уровня общест¬венного сознания личности, слабой социальной сплоченности груп¬пы. Оно порождается и некоторыми другими социально-пси¬хо¬ло¬гическими явлениями: неправильными общими взглядами, мнениями, оценками, привычками и т. д. Расхождение интересов личности и коллектива могут вызвать упущения в организаторской деятельности, нарушения принципов руководства, неудовлетворенность сво¬им трудом и т. д. Это расхождение преодолевается воспитательными мерами и организаторской деятельностью административных и общественных органов. Большое значение имеет также рациональное сочетание интересов личности, коллектива и общества. Практика показывает, что необходимо правильно сочетать личные и общественные интересы. Рациональное сочетание интересов личности, предприятия, государства ускоряет процесс развития производства и в то же время содействует воспитанию людей, выработке у них высокого сознания общественного долга, трудолюбия и дисциплины, преданности общественным интересам. Отражение потребностей в сознании людей сопровождается возникновением различных взглядов, мнений, чувств и других социально-психологических явлений, которые складываются в значительной степени стихийно, оперативно реагируя на конкретную жизненную ситуацию. Однако степень стихийности общественной психологии относительна, ее мера зависит от влияния на сознание коллектива, уровня и действенности работы по воспитанию людей. Общественная психология формируется в процессе труда и быта. Поэтому определенная степень стихийности в возникновении отдельных социально-психологических явлений всегда имеется. Но при высокой организации производства и трудовой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для сознательного воздействия на эти процессы. Воспитание создает основу для усиления роли сознания в общественной психологии, способствует глубокому и верному отражению объективной действительности в индивидуальном сознании, влияет на психологию людей, их отношение к жизни и деятельности. Под ее воздействием формируются коллективные представления, взгляды, мнения, чувства и настроения, все социально-психологические явления. В них отражаются жизненные условия, повседневно складывающиеся ситуации, различные общественные события и процессы, результаты индивидуальной и коллективной деятельности. Направленность общественной психологии и сила ее воздействия зависят от степени проникновения научного мировоззрения в повседневные условия труда и быта людей. Чем глубже научные установки проникают в сознание людей, чем полнее они объясняют реальные связи и отношения, события и факты общественной жизни, тем больше общие представления, взгляды, мнения, чувства и все другие психические явления, составляющие в своей совокупности общественную психологию, будут соответствовать требованиям прогрессивного общественного развития. И, наоборот, самые высокие идеалы ничего не значат, если они не слиты неразрывно с интересами самих людей. Социальная психология приобретает наибольшую положительную силу воздействия на поведение и деятельность людей, когда все личностные потребности и интересы, все факты и события повседневной жизни осознаются с принципиальных общественных позиций. Поэтому воздействие на общественную психологию во многом зависит от состояния воспитательной работы, от учета в ней конкретных жизненных обстоятельств, которые характерны для отдельных общественных групп и коллективов. В жизни мы встречаемся с великим множеством различных фактов, событий, ситуаций. И все они в той или иной степени отражаются не только в индивидуальном сознании, но и в коллективных представлениях, мнениях, взглядах, в социальных чувствах и настроениях. Учет направленности и силы воздействия социально-психологических явлений на поведение и деятельность людей требует их систематизации по наиболее общим характерным признакам. Психология различных общественных групп и коллективов опре¬деляется их ролью и местом в общественном производстве, реальными жизненными обстоятельствами. Интересы производства материальных благ лежат в основе формирования общественных групп и других социальных объединений. Совместная деятельность людей как основа формирования различных общественных групп и общества в целом осуществляется в определенных природных условиях и в конкретной исторической обстановке. Ими обусловливаются характер и способы трудовой деятельности людей, особенности их повседневной жизни и быта. Они выступают в виде особых природных, исторических факторов, накладывающих определенный отпечаток на общие представления, взгляды, мнения людей, всю психологию той или иной общественной группы. Человеческое общество состоит из различных общественных групп. От их взаимодействия, сотрудничества или борьбы в известной степени зависят общественный прогресс и развитие личности. Одни из них объединяют людей по производственному признаку, другие – по национальному, третьи – по бытовому. Есть группы, организованные специально, другие сформировались стихийно. Бывают малые (микро) и большие (макро) группы. Малые отличаются от больших не только количественно, но и качественно. Их члены занимают примерно равное социальное положение, живут в схожих условиях, объединены территориально и совместной деятельностью, регулярно общаются друг с другом, многие из них тесно знакомы. Здесь богаче, чем в больших группах, взаимная информация, шире каналы общения. Психология таких групп отражает особенности внутренних связей между людьми, основанных не только на общих потребностях и интересах, но и на общности индивидуальной психической деятельности, на чувствах и отношениях. В малых группах сильнее, чем в больших, действуют психологические факторы взаимовлияния, внушения и подражания. Общественные группы различаются также по содержанию деятельности, способу формирования, характеру общения. Те из них, интересы которых не выходят за узкие групповые рамки, принято называть корпорациями. Группы, преследующие социально полез¬ные цели и отличающиеся высокой степенью организованности, называют коллективами [6, с. 48–56]. Для коллектива характерны общие потребности и интересы, единство общих целей и задач деятельности, единство правил и норм поведения, четкая организация и стройная система управления, единая дисциплина и высокая индивидуальная и коллективная ответственность за выполнение решаемых задач. Как составная часть общественной организации коллектив связан со всеми другими общественными группами. В то же время он выполняет роль связующего звена между личностью и обществом. Личность испытывает влияние общества как непосредственно через общественные связи, так и опосредованно через коллектив. Способы (механизмы) этого влияния весьма разнообразны. Они за¬висят от характера общественной группы или коллектива, условий деятельности, задач, целей и т. д. Но в каждой группе при любом объединении возникают особые силы, которые являются результатом межличностного общения людей. В этих условиях человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя иначе, чем наедине с собой. Прилив возбуждающей энергии при совместной деятельности – закономерное явление. Но в различных группах и коллективах оно имеет разную силу. В коллективе корабля в силу особых условий передачи чувств, настроений, мнений и в связи с определенным своеобразием групповых и индивидуальных установок, направленных на обеспечение безаварийного плавания и успешное решение боевой задачи, свойство возбуждения энергии проявляется по-особому и имеет более целенаправленный характер. Об этом ярко свидетельствуют славная история боевых подвигов военных моряков в годы Великой Отечественной войны и длительные плавания наших кораблей в мирное время. Социально-психологические явления обладают высоким авторитетом. В их массовости содержится как бы истинность. В группе или коллективе человек воспринимает окружающие события и факты через призму уже существующих общих взглядов, мнений, отношений, обычаев. Психологический эффект их одновременного восприятия усиливается совместными переживаниями, захватывающими всю группу. В этих условиях по-особому влияют на людей примеры активных действий отдельных лиц. Общие чувства, переживания и психические состояния усиливают роль заразительности, подражания, взаимовлияния. В воинских коллективах действие этих психологических факторов проявляется в зависимости от обстановки. При действиях в сложных условиях, длительных плаваниях, опасных ситуациях они могут сыграть решающую роль в успешном выполнении конкретной задачи, преодолении возникшего препятствия, разгроме врага. Заразительность, подражание и взаимовлияние проявляются в массовых действиях, в трудовом или боевом порыве. Эмоциональная предрасположенность к определенным коллективным действиям лежит в основе высокой действенности всех социально-психологических явлений. Общие взгляды, мнения, отношения могут быстрее, чем индивидуальные, перейти в коллективные действия. Сила воздействия социально-психологических явлений на индивидуальное и коллективное поведение и деятельность зависит также от характеристики того объединения, на почве которого они возникают и развиваются. Их общественная направленность с особой силой проявляется в психологии коллектива. Психология коллектива возникает на объективной основе. Но при всей зависимости от объективных условий жизни и деятельности людей она обладает определенной самостоятельностью. В ней те или иные факты и события не только отражаются, но и осознаются, оцениваются. Нередко во внешне схожих коллективах отдельные факты и события общественной жизни, коллективной или индивидуальной деятельности могут вызвать самые различные психологические явления. Это объясняется тем, что по своей психологии коллективы отличаются друг от друга. Так, например, на единой штатной основе однотипных кораблей формируются различные коллективы. Как скелет не определяет все своеобразие интересов, характера, настроений человека, так и регламентируемые штатами и уставами права и обязанности не могут исчерпать все многообразие психологии экипажа корабля, самолета, любого флотского коллектива. Психология коллектива не только воздействует на его развитие, но и сама находится в постоянном движении, изменении. Строго говоря, о сложившемся коллективе, который бы отвечал требованиям нашего общества и был максимально полезен ему, можно говорить, когда на объективной основе штатной организации, общих задач, условий, настойчивой работы руководителей возникает такая психология коллектива, которая дополнительно объединяет его членов, регулирует их поступки, усиливает коллектив и повышает результативность его работы при решении общих задач в интересах общества. Сложившийся коллектив отличается высокой идейно-психоло¬гической сплоченностью, часто называемой духом коллективизма, что свидетельствует об определенном состоянии сознания, эмоциональной жизни и волевых побуждений. В нем царит единое понимание задач, устремленность всех на их решение, подчинение интересов отдельной личности интересам коллектива, сила традиций, дружба, взаимопомощь, особая теплота отношений, доброжелательность, требовательность и забота. В таком коллективе авторитет руководителей существует не по праву должности, а в силу уважения, особого доверия, признания их опыта, подготовки, личных качеств. Требования руководителей в сплоченном коллективе поддерживаются всеми его членами и каждый предъявляет повышенные требования к себе. Только такой коллектив добивается высоких и устойчивых результатов в решении поставленных задач. Он является подлинным воспитателем личности. Общественная психология отражает единство взаимосвязи и взаимообусловленности личности, группы, коллектива и общества. Она проявляется в психической деятельности личности и в психологии общественных групп и коллективов. Не только коллектив воздействует на личность, определяя направленность ее психических процессов, свойств и состояний, но и личность оказывает влияние на коллектив. В коллективе происходит развитие личности, осуществляются ее многообразные связи с обществом. Вместе с личностью развивается и коллектив. Человек выступает носителем общественных отношений не только в тот момент, когда он общается с другими людьми. Следовательно, человека как личность нельзя понять без анализа конкретного социального окружения, в котором он живет и трудится. И хотя формирование и развитие групп и коллективов определяется материальными условиями, оно зависит также от уровня развития людей. Любой коллектив или группу, так же как и личность, нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от конкретных людей, его составляющих. Вместе с тем, следует выделять то общее, типичное, что характерно для определенных типов групп и коллективов. Представление о коллективе как едином целом не исключает, а, наоборот, предполагает, что, как и всякое целое, он состоит из вполне определенных частей. Любой коллектив имеет свою структуру, свою организацию. Структурное строение коллектива зависит от вида, к которому он принадлежит. Любой трудовой коллектив по своей структуре и форме организации имеет общую основу с другими трудовыми коллективами. Однако и трудовые коллективы обладают своеобразным строением и формой организации в зависимости от характера трудовой деятельности. В основе психологических особенностей трудовых коллективов лежат специфика, условия и общественная значимость трудовой деятельности. В зависимости от этого получают развитие присущие только данному коллективу правила и нормы поведения, характер общения и взаи¬моотношений. Поэтому у людей конкретного коллектива наблюдается много общего, являющегося отражением в их сознании тех общих, типических обстоятельств жизни, которые характерны именно для этого коллектива. Причем со временем это общее приобретает устойчивую самостоятельность, входит в обычай данного коллектива, становится его традицией, неписаным законом. Исследуя структуру и организационные особенности существующих коллективов и общественных групп, советская социальная психология устанавливает закономерности возникновения и развития основных общественных и личностных факторов, лежащих в основе деятельности отдельных личностей и социальных объединений. Знание этих закономерностей позволяет сознательно и целенаправленно использовать силу коллектива для осуществления правильного руководства этой деятельностью и воспитания людей. При этом объектом исследования являются не только специально созданные или добровольно возникшие коллективы и организации, но и неофициальные группировки и компании, т. е. такие организации и группы, которые не видны на поверхностной структуре коллектива. Их можно обнаружить лишь при внимательном исследовании специфики взаимоотношений людей в данном коллективе. Объективно эти группы и компании могут играть положительную или отрицательную роль. Но во всех случаях эта группа как раз и является той ближайшей социальной средой, которая воздействует на индивидуальный жизненный путь человека. Причем воздействие это – наиболее оперативное, глубокое и устойчивое, так как проявляется оно всегда в процессе деятельности, при активном участии всех членов группы. Таким образом, на человека воздействует всегда целый комплекс социальных раздражителей, которые исходят из различных по своему характеру коллективов, групп и организаций. Это бригада, цех, предприятие, подразделение, экипаж, воинская часть, т. е. тот трудовой коллектив, в котором формируется личность человека. Это, кроме того, спортивные организации, кружки самодеятельности и другие общественные или бытовые объединения. Общественные факторы в коллективе воздействуют на личность не в одном направлении. Зачастую это влияние бывает неоднозначным и противоречивым. В этих условиях поведение человека обусловлено его устойчивыми психологическими качествами и свойствами, его мировоззрением. Но, вместе с тем, оно зависит и от конкретной жизненной ситуации, в которой доминирующую роль играют не все социальные факторы, а некоторые из них, во многих случаях незаметные, а иногда и скрытые под всевозможными второстепенными деталями. Поэтому исследование структуры коллектива и его психологии имеет цель – выявить объективные закономерности создания такого коллектива, который был бы свободен от воздействия отрицательных влияний.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-психологические основы коллектива» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»