ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Внимание у моряков
Внимание – представляет собой выделение одних объектов отражения с одновременным отвлечением от всего остального. Из огромного количества одновременно действующих на человека предметов и явлений окружающего мира он ясно отражает только немногое, все остальное или не замечается, или замечается смутно, неопределенно. Это происходит потому, что психическая деятельность избирательна – думая или вспоминая, человек сосредотачивается на чем-то конкретном, абстрагируясь от всего, что не связано с предметом воспоминаний или мыслей.
В военной истории известны случаи, когда недостаточное внимание было причиной проигранного сражения. Любой вахтенный офицер может рассказать немало случаев, когда невнимательность личного состава вахты ставила корабль на грань серьезного происшествия, а то и становилась причиной аварий и аварийных происшествий.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных. Внимание находит внешнее выражение в мимике и движениях, которые, однако, не всегда соответствуют его действительному состоянию (действительное и кажущееся внимание и невнимательность). Оптимальная возбудимость данного участка коры обуславливает лучшее отражение действующего в данный момент раздражителя. Поэтому внимание играет огромную роль в познавательной деятельности. Очень часто непонимание учебного материала, ошибочные действия на тренировках в значительной мере вызываются невнимательностью обучаемого.
Внимание может быть непроизвольным (пассивным), произвольным и послепроизвольным (активным) (табл. 1). Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения человека, т. е. это ориентировочный рефлекс, вызванный первичным появлением отсутствовавшего до данного момента раздражителя. Появление на горизонте проблескового огня, резкое изменение курса одной из целей и т. п. неизбежно привлекут внимание.
Важное значение здесь играет сила раздражителя (как абсолютная, так и относительная) и контраст между раздражителями. На фоне громкого, но равномерного шума в машинном отделении даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если не выделяется на общем фоне. В то же время сигнал аварийной тревоги, резко отличающийся по тону и ритму от окружающих шумов, вызовет к действию ориентировочный рефлекс, создающий условия для адекватной реакции.

Таблица 1

Виды внимания и их сравнительные характеристики [24, с. 115]

Виды внимания Условия
возникновения Основные
характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировоч¬ный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка (восприятие) задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы
Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникающий в процессе данной деятельности интерес

В большой мере внимание привлекают также резкие или многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, новизна предметов и явлений. Необходимо отметить, что безусловный ориентировочный рефлекс на новое быстро угасает. Для длительного внимания необходима цепочка условных ориентировочных реакций, возникающих только в том случае, если новое явление или предмет связан с чем-то известным, т. е. помимо нового имеет что-то, с чем уже возникли временные связи.
Объектом непроизвольного внимания становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, соответствует интересам, к чему есть определенное отношение, в особенности эмоциональное. Значительную роль также имеет настроение человека и его состояние (утомление или бодрость).
Важным условием проявления непроизвольного внимания является наличие интереса и соответствующего эмоционального фона. В процессе обучения личного состава это зависит прежде всего от подачи изучаемого материала. Заинтересованность и положительные эмоции наиболее вероятны, когда занятия по специальности проводятся в основном с использованием той техники, которую они обслуживают, а внимание обучаемых направлено на решение практической задачи: не просто посмотреть на изучаемый предмет, а обнаружить что-то конкретное, ответить на какой-то вопрос, определить принцип его работы и т. п. Это активизирует мысль, развивает внимание и учит вычленять из массы информации главное, существенное.
Не менее важно для привлечения непроизвольного внимания качество объяснения учебного материала. Внимание привлекается тогда, когда в знакомом материале присутствуют элементы нового, т. е. необходима связь неизвестных сведений с уже известными, изученными. Неинтересный, «случайный» материал должен быть связан с тем, что интересует обучаемого. В процессе изложения нужно будить мысль, стимулировать самостоятельность и желание узнать, что будет дальше.
Главным образом внимание возникает при живом и динамичном изложении. При этом изучаемый вопрос необходимо освещать с различных сторон, а конкретный предмет рассматривать в различных связях и отношениях. Внимание более устойчиво, когда материал занятия отличается конкретностью, связан с жизнью, повседневной деятельностью и когда его значение понятно. В значительной степени внимание снижается, если из-за сложности изучаемый вопрос недоступен пониманию обучаемого, тогда он «теряет нить» объяснения и перестает его понимать. Если материал слишком прост, то внимание рассеивается, легко отвлекается чем-то посторонним, т. е. внимание лучше удерживается в тех случаях, когда от обучаемого требуется доступная, но одновременно нуждающаяся в определенных усилиях работа мысли.
Также большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность обучаемого и его общий культурный уровень. Необходимо, чтобы в процессе занятия он спрашивал, отвечал, проводил какую-либо работу и т. п. В этом случае расширяются его познавательные интересы, он обогащается новыми знаниями и навыками, что, в свою очередь, тоже приводит к удержанию внимания.
Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, определяется сознательно выполняемой деятельностью. В этом случае цель внимания определяется решаемой задачей – при ее постановке актуализируются связи, образованные в прошлом между словесной формулировкой задачи и действиями, соответствующими определенной направленности внимания.
Одной из предпосылок лучшего фокусирования внимания на выполняемой деятельности является создание привычных условий работы, в которых ослабляется действие посторонних внешних раздражителей. Большую роль играет значение поставленной задачи, желание ее выполнить и интерес к ней. Но кроме этого также необходимы некоторые специальные действия, способствующие активности внимания:
 напоминание самому себе о необходимости внимательности;
 постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия;
 осознание полученных результатов и того, что делается сейчас;
 сочетание интеллектуальной деятельности с практическим действием.
Таким образом, для удержания внимания на чем-нибудь желательно, что бы предмет внимания был объектом практических действий, служащих опорой интеллектуальной деятельности. Поэтому очень важной является организация деятельности таким образом, чтобы обеспечить наилучшее для данных условий отражение объектов действий в соответствии с поставленной задачей. Другими словами, необходимо создать такие условия, чтобы внимание специалиста отвечало требованиям решаемых задач. Эти условия долж¬ны активизировать волю человека, так как произвольное внимание требует значительных волевых усилий. При этом необходимо иметь в виду, что даже усилием воли нельзя отменить закономерности психической деятельности. Хотим мы этого или нет, но длительное внимание утомляет (например, утомляется акустик на подводной лодке, одновременно вслушивающийся в шумы цели и следящий за ее отметкой на индикаторе кругового обзора).
Необходимая предпосылка развития произвольного внимания – сознательное отношение к учебе.
Произвольное внимание – это, прежде всего, организованное внимание. Поскольку процесс обучения – это сознательная, целенаправленная, определенным способом организованная деятельность, то именно она является важнейшим средством формирования произвольного внимания. Большое внимание для его привлечения играет интерес к работе: и непосредственный, вызванный самой работой, и косвенный – к результатам деятельности в целом. Важную роль играет требовательность преподавателя, которая должна носить последовательный и систематический характер.
В процессе обучения необходимо соблюдать правильное соотношение между обоими видами внимания. При ориентации только на непроизвольное внимание у обучаемого не воспитывается умение преодолевать трудности; на произвольное – занятия лишаются необходимой привлекательности и могут вызвать к себе отрицательное отношение.
Привлечение и поддержание внимания на занятии сильно зависит от организации обучения. Очень важна активная работа обучаемых в процессе занятия, систематические вопросы по усвоенному материалу, разнообразие видов работы, задание и соблюдение темпа работы.
В немалой степени воспитание внимания зависит от правильной организации самостоятельной работы обучаемых. Важную роль при этом играет правильный отбор материала для заданий на самостоятельную работу и своевременная проверка ее выполнения. В начале обучения необходимо научить личный состав правильным приемам учебной деятельности.
Последовательное и настойчивое соблюдение рассмотренных условий способствует активизации внимания на занятиях, что, в конечном счете, развивает у обучаемых внимательность как важное качество личности.
Внимание, обусловленное не волевым усилием, а интересом, увлечением работой, желанием скорее и лучше ее завершить, называется послепроизвольным или вторично непроизвольным. Основными качествами внимания являются его концентрация (сосредоточенность), интенсивность (или напряженность), распределение, устойчивость, отвлекаемость и переключение.
Сосредоточенность (концентрация) внимания – выделение ограниченного круга объектов, на которые они направлены. Чем уже этот круг, тем сосредоточеннее внимание. Количество объектов, на которых сосредоточено внимание при их одновременном восприятии, называется объемом внимания. Он зависит от особенностей воспринимаемых предметов, задачи и характера деятельности и опыта человека. Время работы неопытного оператора пульта управления ракетным оружием значительно выше, чем у опытного – новичок воспринимает каждый орган индикации отдельно и затрачивает много лишнего времени на считывание и осмысление информации, тогда как профессионал воспринимает при¬бор как единый объект, реагируя только на отклонение поступаемых величин за пределы нормы.
Интенсивность (напряженность) внимания – степень его сосредоточения (направленности) на определенный объект и отвлечения от всего остального. При прочих равных условиях более интенсивное внимание обеспечивает более отчетливое восприятие.
Распределение внимания – его состояние при одновременном выполнении нескольких действий. Степень распределения характеризуется количеством различных психических процессов, одновременно протекающих на основе сознательного восприятия. Иллюстрацией может служить восприятие вахтенным офицером информации об элементах движения торпеды противника при одновременном управлении подводной лодкой по курсу, скорости и глубине в процессе уклонения. В этом случае только одно из действий сопровождается достаточно полным и ясным отражением, остальные осуществляются при ограниченном отражении необходимого.
Физиологически явление распределения возможно благодаря наличию в коре головного мозга одновременно с господствующим участком возбуждения участков с частичным торможением, которые могут вследствие этого управлять одновременно выполняемыми действиями. Эта возможность тем выше, чем более привычны и автоматизированы действия. Поэтому столь важна для специалиста отработка алгоритмов действий в различных ситуациях. Существенно влияет на одновременное выполнение действий также их отношение друг к другу. Если они не связаны между собой, совместное выполнение затруднительно. И наоборот, если действия в силу своего содержания или повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, их одновременное выполнение удается лучше.
Устойчивость внимания – длительное удержание его на чем-то, подчиненном решению одной задачи (временная характеристика). Объекты действий и сами действия чаще могут меняться, но обязательно должно оставаться неизменным общее направление деятельности. Когда у вахтенного боевого информационного поста формируется устойчивое внимание при вычислении элементов движения цели, объект его действия (карандаш, линейка и т. п.) и сами действия (передвижение линейки по планшету, отметка пеленгов, вычисления и т. п.) все время меняются. Но общее направление деятельности, диктуемое поставленной задачей (определить данные для расхождения в заданных условиях), остается все время неизменным.
Устойчивость внимания быстро снижается при выполнении однообразной, монотонной работы. Большое влияние на ее сохранение имеет выполнение практических действий с предметами деятельности и мыслительная деятельность, направленная на решение задачи лучшего отражения объекта внимания. Одним из важнейших условий устойчивого внимания является последовательное выявление внутри деятельности новых задач и активные попытки их решения.
Отвлекаемость – состояние, противоположное устойчивости внимания. Ее физиологическая основа – внешнее торможение (или внут¬реннее), вызванное посторонними раздражителями или монотон¬ностью, однообразием действия одних и тех же раздражителей. Отвлекающий характер посторонних раздражителей зависит от их характера и отношения к объекту внимания. Однородные раздражители, сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее воздействие, чем разнородные. Важное значение также имеет характер выполняемой деятельности – восприятие меньше подвержено внешнему воздействию, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся на восприятие окружающего.
Колебание внимания (флюктуация) – периодическое ослабление или отвлечение внимания, сменяющееся его усилением или возвращением к прежнему объекту. Они происходят при любой, даже очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. В условиях длительной и разнообразной работы их влияние невелико. Но если от человека требуется быстрая реакция на какой-то раздражитель, то они могут принести существенный вред. Необходимо учитывать, что слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости, тог¬да как при полном отсутствии внешних раздражителей удержание внимания на одном уровне бывает затруднительным.
Переключаемость (переключение) внимания – переход к другой деятельности, обусловленной новой задачей. Она может быть произвольной (преднамеренной) и непроизвольной (непреднамеренной). В первом случае переключение вызывается окончанием предыдущей работы или возникновением более важной (интересной) задачи. В отличие от отвлечения внимания выполняемая деятельность не прерывается под действием внешних раздражителей, а происходит планомерная смена одной деятельности другой. Быстрота и успешность этого процесса зависят от интенсивности внимания и от характера новых объектов внимания. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.
Рассеянность – противоположность внимания. В этом состоянии человек не способен ни на чем основательно и долго удерживать внимание, его деятельность неорганизованна, быстро наступает полное утомление. Физиологически она обусловлена отсутствием сильного и стойкого очага возбуждения коры головного мозга. Но рассеянностью называется также состояние большой интенсивности и длительного удержания внимания на чем-то одном, в силу чего человек ничего другого не замечает. В данном случае внимание максимально подчинено решению какой-то важной задачи при полном отвлечении от всего остального. Третий тип невнимательности характерен слабой интенсивностью концентрированного внимания и еще более слабой его переключаемостью.
Первый тип рассеянности может частично проявляться у любого человека – на инструктаже вахты матрос может невнимательно слушать вахтенного офицера и в то же время очень внимательно рассматривать ползущую муху. Пример второго типа – присталь¬ное наблюдение акустика за надводной целью, в процессе кото¬рого он полностью абстрагировался от всех внешних воздействий. С третьим типом приходится сталкиваться в случаях крайнего переутомления.
В условиях быстро меняющейся обстановки современного мор¬ского боя нагрузка на внимание чрезвычайно высока. Поэтому командиру необходимо систематически вести активную и целенаправленную работу по формированию внимания у своих подчиненных в различных условиях службы. Необходимо помнить, что внимание более продуктивно при понятном значении воспринимаемого и лучшей организации деятельности. Поэтому очень важно правильно и четко поставить главную и промежуточные задачи деятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внимание у моряков» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Метафора і метонімія
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту
Криптографічні методи захисту інформації
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 693 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП