Эта группа методов подразделяется на методы обучения и воспитания. Практически они являются теми инструментами, которые использует офицер для управления формированием личности своего подчиненного и подготовкой его к бою (опираясь при этом на данные, полученные при изучении его личности). К методам обучения в общем случае относятся: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с литературой, иллюстрация, демонстрация, упражнение, лабораторная, практическая и самостоятельная работа; к методам воспитания убеждение, упражнение, стимулирование деятельности и поведения (поощрение и при¬нуждение). В педагогике применяется три группы методов управления: экономические, социально-психологические и организационно-педа¬гогические. Первая группа методов командиру корабельного подразделения не доступна. В общем случае в нее входят: система материального обеспечения необходимого жизненного уровня обучаемых; создание благоприятных условий для самообучения (наличие необходимой литературы, информационной системы и т. п.); материально-техническое обеспечение занятий и самоподготовки (компьютеризация, тренажеры, действующие модели и технические средства); непосредственное материальное стимулирование обучаемых; организация стажировки с выполнением конкретных обязанностей и соответствующей оплатой. Вторая группа методов охватывает всю систему официальных и неофициальных отношений офицера с подчиненными. Если касаться только профессиональной подготовки военного моряка, то офицер должен: развивать у подчиненных способности к овладению специальностью; формировать у них осознанный интерес к военной специальности и установки на ее освоение; управлять познавательной активностью моряков, воздействуя тем самым на мыслительную деятельность в процессе занятий по специальности и самообучения. В основе этой деятельности лежат психологические закономерности развития у человека потребностей, интересов, целенаправленного формирования познавательной активности личности и ее направленности. Большое значение в применении этих методов имеет воздействие офицера на чувства подчиненных, их волю и мыслительную деятельность. Причем успех педагогической составляющей деятельности корабельного офицера в существенной степени зависит от его умения разобраться в коллективных социально-психологических явлениях и воздействовать на их формирование и развитие. В общем случае, в эту группу входят: 1. Организация занятий по специальности и самообучения: вербальный контакт (оценка отношения к занятиям); невербальный контакт (восприятие отношений и чувств); умение видеть и слышать во время занятия; психология обратной связи; психология контроля и требовательность. 2. Воздействие на восприятие и мыслительную деятельность: методика изложения учебного материала (доказательность, наглядность, доступность); стиль изложения (интонация, избирательность, логичность, открытость, доверчивость); формирование установок, развитие потребностей и интересов (постановка вопросов, создание проблемных ситуаций, связь с практикой). 3. Социальные каналы управления специальной подготовкой: изучение социально-психологического климата в коллективе; определение общих чувств и настроений; стимулирование общей заинтересованности путем положительного примера, психологического заражения. Третья группа – это методы обучения. В них отражается связь и отношение двух сторон, участвующих в процессе обучения: преподавателя и обучаемых. Поскольку процесс обучения двухсторонний, эти методы можно рассматривать как способы совместной работы. А если учесть, что преподаватель осуществляет управление любым видом учебной деятельности (так же, как и командир корабельного подразделения в процессе специальной подготовки подчиненных), то методы обучения можно рассматривать как методы управления деятельностью обучаемых в учебно-познаватель¬ном процессе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы воздействия на личность» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»