При помощи этой группы методов офицер может накопить фактический материал об особенностях личности подчиненного и на основе этого с большой долей вероятности прогнозировать его поведение в различных ситуациях, скорректировать программу его подготовки. В зависимости от использования различают методы научного исследования и применяемые на практике. Кроме того, они могут быть общими и частными. В практической деятельности офицера методы исследования личности, как правило, применяются комплексно. Например, замедленная реакция матроса на усложнение ситуации, выявленная при наблюдении за его действиями, требует проверки в ходе естественного эксперимента. Необходимо учитывать, что психические явления недоступны непосредственному наблюдению (ощущение или мысль увидеть нельзя), поэтому и наблюдают за ними косвенно, опосредованно. В любом случае, наблюдая за делами и поступками подчиненного, обобщая полученные при этом сведения, офицер может раскрыть психологическую сущность личности путем глубокого и всестороннего анализа его существенных связей и отношений. Следовательно, значительно повысить эффективность руководства подразделением офицер может при помощи психодиагностики – целенаправленного процесса изучения индивидуальных качеств личности, взятых в их развитии и во взаимосвязи, в ходе отражения объективной реальности и реализации предметной деятельности [61, с. 104]. Применяя методы психологических исследований в практической деятельности, офицеру нужно помнить, что эффективность той или иной методики зависит от ее достоверности. В качестве критериев достоверности наиболее часто используются коэффициенты корреляции, определяющие связь между полученными результатами и значениями оцениваемого признака. Большое значение имеет также учет внешних критериев достоверности – оценки успеваемости, дисциплинированности, результатов деятельности, количества благодарностей или взысканий, количества положительных выборов и т. д. Кроме достоверности, методика психодиагностики должна соответствовать требованиям точности и надежности. Надежность характеризуется устойчивостью оценок, полученных испытуемым при повторном исследовании [61, с. 106]. В каждом конкретном случае рассчитывается коэффициент корреляции между результатами первого и второго обследований, устанавливается величина вероятной ошибки или доверительного интервала, в пределах которого колеблется исследуемая характеристика. Если корреляция приближается к единице, то методика считается высоконадежной. Если она ниже 0,7 – методика требует осторожности в применении к одному человеку, но может быть использована для группового обследования. Основными причинами ошибок, искажающих полученные результаты, являются [61, с. 106]: несовершенство методики (нечеткий текст, неясные указания, неоднозначная формулировка заданий и вопросов, неодинаковая четкость печати бланков и т. п.); личность эксперта, который по-разному предъявляет испы¬туемым информацию, по-разному стимулирует их к выпол¬нению заданий; кроме того, может оказать влияние воинское звание, а так¬же возможность его влияния на дальнейшую судьбу испытуемого; условия обследования (время и место, температура и освещение, шум и эстетическое оформление аудитории); состояния испытуемых, их настроение, мотивация, утомление, отношение к исследованию (интерес или страх, любопытство или склонность к риску, честность или склонность к обману, к симуляции); способ оценки с точки зрения соответствия или согласования с типовыми ответами, абстракции или оригинальности. В любом случае, лучше пользоваться стандартизированными методиками, рекомендованными к применению военными психологами. Основными методами исследования личности, которые применяет в своей деятельности командир корабельного подразделения, являются наблюдение и беседа. Кроме них для более углубленного изучения подчиненного он может воспользоваться опросом по предварительно продуманным вопросам, анкетированием, дополнительным изучением его биографии, национальных и социальных особенностей (рис. 12, 13).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы изучения личности военного моряка» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»