Психические состояния моряков в обеспечении безаварийного плавания
Обеспечение безаварийного плавания — главная задача экипажа любого корабля или гражданского судна. На корабле, особенно на подводной лодке, всякая аварийная ситуация, даже порой простая и на первый взгляд незначительная поломка какого-либо второстепенного механизма, чревата большими материальными и людскими потерями, катастрофами, гибелью корабля. В целях предотвращения аварийных ситуаций на кораблях и судах во всех странах принимаются меры организационного, эксплуатационного и конструктивного порядка. Обеспечение безаварийного плавания является первостепенной задачей всех командиров штабов и управлений флота. Надежность плавания во многом зависит от своевременных мер по предупреждению аварийной ситуации. Определенное место среди них принадлежит учету влияния на деятельность личного состава психологического фактора вообще, психических состояний в частности. Роль психических состояний в обеспечении безаварийного плавания определяется, прежде всего, тем, что именно от них зачастую зависят результаты деятельности корабельных специалистов. Свидетельством этого является анализ причин аварий на кораблях ВМС США, приведенный в книге И.М. Короткина «Аварии и катастрофы кораблей». По утверждению автора, 49,7 процента из них относятся к неправильным действиям и упущениям личного состава и 4 процента — к неправильным методам руководства. Следовательно, 53,7 процента аварий происходят, по вине личного состава кораблей, определенная часть которых имеет в основе тот или иной психологический фактор. Анализ конкретных аварий дает основание утверждать, что большинство случаев неправильных действий и упущений, о которых пишет И.М. Короткий, были порождены отрицательными психическими состояниями корабельных специалистов. В частности, он выделяет аварии по причинам низкой дисциплины всех категорий личного состава, халатного и безответственного отношения к исполнению своих служебных обязанностей, небрежности в несении службы, отсутствия надлежащей бдительности, предусмотрительности и предосторожности [91, С. 264]. Но ведь все перечисленные причины в свою очередь могут быть порождены соответствующими психическими состояниями, в том числе, к примеру, безразличием, равнодушием, рассеянностью и т. П. Интересные на этот счет статистические данные приводятся в книге В.Е. Пономарева «Человек и безопасность судовождения». Согласно этим данным, полученным в результате опроса «... Руководящих работников служб безопасности мореплавания, капитанов портов, капитанов судов, по большому числу аварий ошибки из-за чувства самоуверенности составляют 17,5 процентов, из-за легкомысленной недооценки опасности — 39,5 процентов, а по причине недопонимания степени опасности — 43 процента» [153, С. 22]. Глубокое изучение этих причин позволяет сделать вывод о том, что все перечисленные чувства возникали, и развивались на определенном фоне психических состояний корабельных специалистов. Рассеянность, безразличие, равнодушие, порождают безответственность при исполнении служебных обязанностей, ведут к нарушению эксплуатационных инструкций, снижают результаты конкретных действий по управлению работой технических средств и механизмов и тем самым способствуют возникновению аварийных ситуаций, могут явиться, причиной различных упущений в деятельности корабельных специалистов. Эти выводы подтверждаются многими исследованиями. Обобщая их, авторы ряда работ приходят к выводу, что основной причиной аварий на флоте является человеческий фактор, на долю которого приходится более 85 процентов всех аварийных случаев, а на долю непосредственно психических состояний — 72 процента. Этот вывод подтверждается данными об авариях и катастрофах на подводных лодках всех стран, имеющих их в составе своих флотов. Наиболее подробно они проанализированы в книге Н.Г. Мормуля «Катастрофы под водой» [129]. По его данным «за период 1946 —1965 гг. в ВМС США произошло 62 аварии подводных лодок, причем 7 подводных лодок (в том числе ПЛА «Трешер») погибли ...». А с 1966 г. по 1986 г. на АПЛ США произошло 49 аварий. «В печати также сообщалось, что с момента своего плавания американские атомные подводные лодки явились причиной 13-ти случаев радиоактивного заражения прибрежных вод США, Великобритании и других районов. Только за период 1975—1998 гг. на атомных подводных лодках США отмечено возникновение 61 пожара»[129, С. 95]. Флотская общественность обеспокоена также авариями и катастрофами на подводных лодках России, причины которых, по мнению Н.Г. Мормуля Обусловлены: • на стадии разработки и создания кораблей — технологическим отставанием СССР в таких областях, как информатика, обеспечения скрытности плавания и средств обнаружения; • на стадии строительства — несоблюдением технологической дисциплины, срывом сроков поставок отдельных узлов и систем, низким качеством работ; • на стадии испытаний и приемки — приемкой кораблей в состав флота с «заведомо неисправными системами»; • на стадии эксплуатации — запущенной системой базирования, нарушением эксплуатационных инструкций, несвоевременными осмотрами и профилактическим обслуживанием техники, а также халатностью [129, С. 399]. Нет сомнения, что все эти причины весьма существенны. И все же, дело не только, да пожалуй, и не столько, как это утверждается, в них. Ведь не случайно Н.Г. Мормуля пишет; «Какие бы совершеннейшие достижения научной мысли не использовали военные кораблестроители, противоречие между сложностью техники и ее надежностью сохраняется, и по сей день. А поэтому задача - как предотвратить аварии и катастрофы субмарин остается приоритетной и для поколений последующих. Главное, чтобы, решая ее, мы честно говорили обо всех своих неудачах и просчетах» [129, С.21]. Да, безусловно, говорить, писать, анализировать надо. Однако одними разговорами и даже полной статистикой аварий и катастроф устранить их причины невозможно. Нужен глубокий, научный анализ и каждый раз, перед каждым выходом в море свой собственный анализ. Потому, что техника сегодня уже не такая, какой она была вчера. Потому, что обслуживает эту технику, сегодня хотя и тот же специалист, который был вчера, но по своему внутреннему, духовному содержанию, по своему состоянию сегодня он может быть совершенно другим. Н.Г. Мормуль утверждает, что одной из причин аварий является служебная халатность корабельных специалистов от рядового до командира корабля. А в чем причина этой халатности? В немалой степени она кроется в глубоких «тайниках» человеческой психики, разобраться в которых хотя и чрезвычайно трудно, но вполне возможно. Именно для этого нужна кропотливая, настойчивая морально-психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля. По данным проведенного исследования такая подготовка на 90 % ограничивается формальным проведением занятий в системе боевой подготовки и отработки курсовых задач. Поэтому ее результативность низкая. Проблема психологического обеспечения безаварийного плавания решается только тогда, когда психологическая подготовка планируется и проводится целенаправленно, коротко говоря, когда «авария прогнозируется и предупреждается». В качестве примера приведем случай погружения подводной лодки на опасную глубину по вине вахтенного специалиста старшины второй статьи Б-ва. При разборе этого аварийного, происшествия было установлено, что старшина второй статьи Б-в еще до выхода корабле длительное плавание резко изменил свое отношение к исполнению служебных обязанностей. В его поведении появились признаки безразличия к задачам, стоявшим перед экипажем. За плохое содержание заведования его дважды наказывал командир подразделения. После выхода корабля в длительное плавание состояние безразличия к службе у него усилилось. Он перестал общаться с сослуживцами и в свободное время постоянно стремился к уединению. За плохое несение вахты ему неоднократно объявляли дисциплинарные взыскания. Однако ни на критику товарищей, ни на наказания он не реагировал. Перед заступлением на вахту старшина второй статьи Б-в не выполнил соответствующую команду центрального поста и продолжал лежать, пока его не подняли по приказанию. Поэтому в строю во время инструктажа он находился в полусонном состоянии. Заступив на вахту, он, находясь в том же состоянии, поудобнее устроился на своем месте в трюме центрального поста. Приняв и, как положено, повторив команду «откачать из уравнительной ...», он, вместо того чтобы исполнить ее, открыл клапан на прием в цистерну. Вслед за этим вновь поступила команда «откачать из уравнительной ...», но, как и в первый раз, она была лишь машинально повторена. Фактически же продолжалось заполнение цистерны, что привело к резкому нарастанию глубины погружения. Создавшаяся аварийная ситуация потребовала принятия срочных мер. Установлено также, что отрицательные психические состояния моряков, являющиеся причиной возникновения аварийных ситуаций, характеризуют их поведение и деятельность не только в период исполнения ими своих служебных обязанностей. Они проявляются и в другое время: на занятиях по боевой и специальной подготовке, при действиях по корабельным расписаниям и в быту, а также определяют собой всю совокупность отношений и взаимоотношений человека и проявляются во всех сферах его жизни и деятельности. В то же время психические состояния корабельных специалистов могут не только явиться причиной аварии, но и предотвратить ее. Все зависит от их содержания и направленности. Свидетельством этого являются многие конкретные события и факты корабельной службы, один из которых и приводится в качестве подтверждающего примера. На ракетный крейсер «Грозный» незадолго до выхода в длительное плавание прибыло молодое пополнение. С высоким энтузиазмом моряки приступили к боевой учебе и сдаче зачетов на самостоятельное управление своим заведованием. Одним из первых все зачеты сдал матрос А. Козловский. И вот корабль в океане. Молодой моряк тщательно выполняет свои обязанности, на вахте действует точно по инструкции. При очередной проверке уровня масла в цистерне им был обнаружен совсем незначительный перерасход. В чем дело? Этот трос заставляет матроса действовать, искать, причину перерасхода масла. Доложив в ПЭЖ, моряк внимательно осматривает все магистрали, переходные муфты, соединения. Через некоторое время луч переноски рассеялся в густом масляном тумане — обнаружен свищ в трубопроводе смазки редуктора. Оценив обстановку, матрос решительно втиснулся между раскаленным газоходом и корпусом машины и приступил к устранению неисправности. Но теперь он уже действовал не один. Кто-то подал ему необходимый в таких случаях инструмент, другой получше осветил место свища, третий помог подвести хомут для заделки неисправности. А если бы у Александра Козловского было другое состояние? К примеру, рассеянность или апатия? Тогда он мог бы не обратить внимания на незначительный перерасход масла, и могла бы возникнуть аварийная ситуация. В ходе исследования нами проанализирован ряд случаев предотвращения различных аварийных ситуаций, возможных навигационных происшествий. Поведение и действия моряков при этом свидетельствуют о том, что они находились в состоянии высокой бдительности, активности и боевой готовности. При возникновении аварийных ситуаций подобные состояния позволяют вести успешную борьбу за живучесть корабля и технических средств. Вместе с тем, следует учитывать, что аварийная обстановка неизбежно оказывает сильное воздействие даже на тех воинов, которые в данный момент находятся в состоянии полной мобилизации и внутренней готовности к любым неожиданностям. С особой силой это воздействие проявляется в самом начале аварии, когда обстановка требует немедленного перехода к решительным действиям по ее ликвидации. Анализ поведения и деятельности моряков во время аварий показывает, что у многих из них уже в предаварийной ситуации появляются признаки повышения напряженности, беспокойства, тревоги или, наоборот, внутренней собранности, сосредоточенности, бдительности. Дело тут не в предчувствии или интуиции, а в тех изменениях, которые предшествуют созданию аварийной ситуации (усложнение условий плавания, необходимость форсированных режимов в работе техники и механизмов, имевшиеся в прошлом, но не устраненные до конца недостатки). Воздействие этих изменений также не является однозначным. У одних оно проявляется: • в нарушении привычного восприятия окружающей обстановки; • в отвлечении внимания на второстепенные, не имеющие прямого отношения к борьбе за живучесть корабля события и явления; • замедление процесса мышления; • отсутствие четкости в конкретных действиях. У других, наоборот: • в ясности восприятия • сосредоточенности внимания на самых главных событиях и явлениях; • четкости и быстроте мышления; • решительности в действиях и поступках. Приведем только два примера, подтверждающих эти выводы. Подводная лодка перед выходом в длительное плавание сдавала ответственную задачу в полигоне боевой подготовки. При погружении на заданную глубину, в одном из отсеков на магистрали забортной воды по недосмотру личного состава вырвало манометр. В этот момент раздался сильный звук, сравнимый с разрывом артиллерийского снаряда, и в отсек под большим давлением стала поступать вода. Командир отсека сразу же доложил о случившемся в центральный пост и приказал заделать пробоину. Выполняя приказ, личный состав пытался прекратить поступление воды в отсек отработанным на тренировках способом, используя для этого соответствующие штатные приспособления. Однако осуществить это намерение было невозможно. Сильный напор поступающей воды не позволял даже приблизиться к месту повреждения. Неудача подчиненных заставила командира отсека вновь проанализировать обстановку, в результате чего он пришел к выводу, что пробоина может быть только на магистрали, а не в самом прочном корпусе, как ему показалось в первоначальный момент. Он отдал приказ перекрыть соответствующий клапан, и поступление воды в отсек прекратилось. Как видим, во время рассматриваемых действий аварийная обстановка оказала отрицательное влияние на весь личный состав. Потребовался определенный срок, чтобы командир отсека, находившийся в момент аварии в состоянии высокой мобилизованности к борьбе за живучесть корабля, смог освоиться в создавшейся ситуации, правильно оценить ее, принять единственно верное решение и отдать приказание на его осуществление. Другой пример свидетельствует о том, что у некоторых моряков в момент аварии может происходить усиление внутренней мобилизованности, а возникающее при этом психическое напряжение не только не снижает психической деятельности, но и стимулирует ее. На подводной лодке, выполнявшей задачи, на заданной глубине, в результате короткого замыкания возник пожар. Выполняя отработанные на тренировках приемы, личный состав включился в изолирующие аппараты, и приступил к ликвидации пожара. Но к этому времени его причина уже была устранена, так как матрос Буланцев, прежде чем включиться в аппарат, обесточил силовые линии, выиграв тем самым важные секунды для успешной борьбы за живучесть корабля. Мы, к сожалению, не смогли узнать, в каком состоянии был матрос Буланцев, когда, вместо того, чтобы сразу же включиться в аппарат, как того требовала инструкция и только, после этого, приступить к тушению пожара, он сразу же обесточил силовые линии, и только после этого включился в аппарат. Мы никогда не узнаем, почему он поступил именно так. Чем он руководствовался, о чем думал, что переживал. Мы этого не узнаем, потому что, выполнив свой долг, матрос Буланцев погиб на боевом посту. Мы можем только предположить, что это его решение было обоснованным. Потому, что он был первоклассным специалистом. Он не только знал требования инструкции, но и умел действовать в соответствии с этими требованиями. Именно поэтому мы можем предполагать, что матрос Буланцев действовал обдуманно, решительно, смело, уверенно. Поэтому его действия сродни подвигу Александра Матросова, Ивана Голубца, Николая Жукова, Сергея Перминина и многих других героев не только Великой Отечественной войны, но и сегодняшних ратных подвигов. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в момент аварии может происходить как спад, так и усиление психической деятельности. Однако если анализировать все полученные в ходе исследования, данные на этот счет, то необходимо сделать вывод что повышение психической напряженности во время аварии, так же как и в любой стрессовой ситуации, в большинстве случаев оказывает все же не положительное, а отрицательное влияние на действия личного состава. Этот вывод соответствует результатам изучения психологического стресса как сильного эмоционального переживания, оказывающего в основном сковывающее воздействие на человека [25, 89, 125, 134]. В книге «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов» эта закономерность обоснована следующим образом: «В отличие от напряжения сил, которое может, если не является запредельным, повысить возможности человека во время действий в сложной ситуации, напряженность отрицательно сказывается на функционировании психических процессов и деятельности в целом. Отрицательное влияние напряженности выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Она затрудняет контролирующие и регулирующие функции сознания, мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий, сохранять устремленность к цели» [89, С. 62]. В связи с тем что аварийная ситуация обязательно сопровождается повышением психической напряженности человека, ее можно рассматривать в качестве такого явления, по которому нетрудно определить степень психологической подготовки экипажа корабля к борьбе за живучесть. В этом случае психическая напряженность выступает как интегральный показатель деятельности военных моряков на аварийном корабле, а ее изучение и есть путь опосредованного изучения динамики психологической подготовленности. Следовательно, успешная борьба с отрицательным воздействием психической напряженности на поведение и деятельность личного состава возможна лишь путем предварительной психологической подготовки. Об этом пишут ученые, командиры, инженеры, офицеры технических служб. Потому что известно, что «как бы хорошо ни были разработаны планы пожаротушения, каким бы оперативным ни являлось руководство им, исход борьбы с пожаром во многом определяется единоборством человека с огнем и дымом. Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с тушением реальных корабельных пожаров, согласится, что действовать в столь сложных условиях точно и быстро способны только люди, которые прошли специальную подготовку, воспитали в себе решительность, умение владеть собой, преодолевать страх» [58, С. 38]. Следует отметить, что психологическая подготовленность как основное условие уменьшения отрицательного воздействия психической напряженности в аварийной ситуации требует специальной и целенаправленной работы по ее формированию. Она не может возникнуть сама по себе в процессе повседневных тренировок и учений по борьбе за живучесть. Более того, учения и тренировки, проводящиеся без учета требований психологической подготовки, могут создать предпосылки усиления психологической напряженности и еще более отрицательного влияния в случае фактической аварии. Это чаще всего происходит в том случае, если все внимание при их проведении обращается лишь на имитацию трудностей, но упускаются из поля зрения возможности их успешного преодоления. Избежать стрессового состояния, ослабить его влияние на деятельность моряков в аварийной ситуации можно только регулярными, целенаправленными тренировками на тренажерах, привитием навыков быстрой и точной оценки сложившейся обстановки, правильными и решительными действиями по ликвидации ее последствий. Психологическая закалка во время тренировок имеет огромное значение, и ее надо совмещать с отработкой практических навыков (внезапно вводить различные световые, звуковые и другие эмоциональные возбудители). Степень отрицательного воздействия на человека психической напряженности в опасной для жизни обстановке зависит от многих факторов: • от индивидуальных личностных качеств; • мировоззрения; • профессиональной компетентности; • жизненного опыта; • непосредственного социального окружения. Среди них важнейшая роль принадлежит психическим состояниям человека. Состояние высокой готовности к активным действиям в случае аварии у личного состава, корабля формируется в процессе морально-психологической подготовки к борьбе за живучесть [28, 58, 154]. Оно способствует практической реализации поставленной цели, эффективному использованию знаний и опыта, проявлению лучших личностных качеств, сохранению самоконтроля и рациональной перестройке деятельности для преодоления вновь возникающих препятствий и трудностей. При этом улучшается функционирование психических процессов и повышается скорость реакций даже у тех воинов, которые в обычных условиях службы не выделялись особой расторопностью. Влияние психических состояний на обеспечение безаварийного плавания зависит от уровня их развития, устойчивости и направленности. Отрицательные, а также недостаточно устойчивые психические состояния моряков снижают эффективность психической деятельности, порождают равнодушие, безразличие, халатность. В сложной обстановке длительного плавания все это может явиться причиной аварии. В то же время устойчивые положительные, психические состояния (высокой бдительности, готовности к борьбе за живучесть, сосредоточенности и ответственности) имеют, огромное значение в предотвращении аварийных ситуаций. В случае возникновения аварии такие психические состояния помогают преодолевать отрицательные эмоции страха, создают благоприятный психологический фон для концентрации психической деятельности, направленной на осуществление наиболее эффективных и действенных способов и мер по ликвидации ее последствий. Они расширяют возможности для наиболее полного восприятия поступающей информации, направляют внимание на самые существенные события и явления, обостряют мышление и память, убыстряют аналитико-синтетический процесс по оценке обстановки, выработке решения и его осуществлению.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психические состояния моряков в обеспечении безаварийного плавания» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»