В советской психологии теория психических состояний длительное время разрабатывалась в работах прикладного характера, в основном в области спорта, летного дела, космонавтики и некоторых других областях трудовой и общественной деятельности. В них получила развитие концепция состояния готовности к определенному труду [13, 41, 62, 70]. Сущностью этой теории является определение путей формирования такого предварительного состояния человека, которое оказывает положительное влияние на успешность его предстоящей деятельности. Именно в этом заключается ее значение, хотя в самом понимании психических состояний она не выходила за рамки исследования ситуативных настроений, в известной мере обусловливающих отношение человека к поставленным задачам, а также его поведение и действия на непродолжительное время. Концепция психических состояний готовности к трудовой деятельности и выполнению конкретных задач получила развитие в исследованиях по психологии труда [13, 73, 101, 149] и в работах по морально-политической и психологической подготовке личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота [23, 69, 136, 177]. В них наиболее полно представлено само определение состояний готовности как такое психологическое явление, в котором объединены эмоциональные, мотивационные и волевые психические процессы, определяющие отношение человека к предстоящей работе. В целостном виде оно, это отношение, и проявляется как психическое состояние готовности, которое может возникать и развиваться как непреднамеренно (стихийно), так и целенаправленно под воздействием специально предназначенных для этого мероприятий. Непреднамеренное развитие психических состояний готовности может выступать в виде универсального, независимого и самостоятельного процесса подсознательной психической деятельности человека [14, 196]. Психическое состояние готовности создает благоприятные условия для последующего его развития в состояние высокой трудовой (боевой) активности человека. Речь идет не о самочувствии при выполнении той или иной работы, а о психическом состоянии высокого трудового подъема, которое способствует преодолению возникающих трудностей, хотя результативность работоспособности при этом может колебаться в определенных пределах. Большое внимание психическим состояниям уделяется в исследованиях по инженерной психологии. Однако направленность этих работ сосредоточена не на общей теории, а на решении задач прикладного характера, где сами психические состояния рассматриваются лишь в качестве Фактора повышения производительности труда, наилучшего использования творческих возможностей человека, особенностей его поведения и деятельности в стрессовых ситуациях [13, 125, 168]. Поэтому во многих из них изучаются условия возникновения и развития конкретных ее состояний при выполнении человеком тех или иных функциональных обязанностей, изменения этих обязанностей в процессе работы и возможности локализации отрицательного влияния на ее результаты, а также способы целенаправленного воздействия на человека в целях своевременного предупреждения психологических и психофизиологических условий, вызывающих нежелательные функциональные изменения. Во многих работах [68, 115, 134] проведены успешные исследования по диагностике некоторых состояний в трудовом процессе, определению путей влияния на их формирование, активизации внутренних сил на преодоление возникающих трудностей в сложных условиях деятельности. Существенный вклад в развитие теории психических состояний вносят исследования, направленные на приведение в действие внутренних резервов человека в неблагоприятной обстановке однообразной (монотонной) деятельности. В этих работах отмечается, что «... в условиях однообразия возникают функциональные специфические состояния, которые в литературе получили название состояний, подобных утомлению. К числу таких состояний исследователи в первую очередь относят состояние монотонии. С психологической стороны наличие этого состояния характеризуется снижением внимания, увеличением количества ошибок в деятельности, субъективным ощущением сонливости» [102, С. 123]. Влияние состояния монотонии на работоспособность не однозначно. Многие авторы отмечают, что монотония, прежде всего, сказывается на снижении результатов умственной деятельности [18, 64, 102, 181]. Однако это зиждется в основном на научном обобщении физиологических показателей. Психические же состояния, хотя и развиваются на физиологической основе, имеют свою психологическую структуру. Именно поэтому те же условия монотонии могут сопровождаться не снижением, а, наоборот, улучшением протекания психических процессов. В определенных условиях такие показатели высших психических функций, как некоторые качества внимания, отбор и оценка поступающей информации, реакция на внешние воздействия, даже при монотонной работе улучшаются, а утомляемость снижается. Причину этого можно видеть в повышении чувствительности к внешним раздражителям, в перестройке восприимчивости высших нервных центров к эффектным импульсам, рассматривая этот факт как приспособительный со стороны центральной нервной системы [29]. Следует подчеркнуть, что улучшение или сохранение на прежнем уровне высших психических функций при монотонии во многом определяется мировоззрением человека, его убежденностью и сознательностью, пониманием общественной значимости выполняемых задач, осознанием своей ответственности и другими морально-психологическими качествами личности. В последние годы появились интересные работы по оценке и прогнозированию психических состояний [17,19, 29, 56]. Большое значение имела Всесоюзная конференция по проблеме функционального комфорта и функциональных состояний, которая проводилась в Ереване в мае 1977 года. В частности, на ней отмечалось, что проблема исследования функциональных состояний и функционального комфорта приобрела особую актуальность в ходе научно-технической революции в связи с возрастанием роли человеческого фактора в системе общественного производства и управления. При этом под функциональным состоянием понимается целостная многокомпонентная характеристика внешних и внутренних функций человека, которая позволяет оценить присущие им в данный момент уровни активности психических процессов и функционирование систем, обусловливающих выполнение трудовой деятельности. Результативность работы по формированию психических состояний во многом зависит от правильной оценки функционального комфорта и действенности мер, предупреждающих возникновение и развитие их отрицательного влияния на деятельность человека. Для достижения этих целей предлагается сочетать физиологические показатели (КГР, частоту пульса, температуру кожи висков, частоту дыхания, насыщенность крови кислородом) с тестированием отдельных функциональных блоков переработки информации. Правильная оценка психических состояний необходима для определения наиболее эффективных способов воздействия на них. Наряду с перечисленными объективными показателями она должна основываться также на учете психологических особенностей личности человека. Основы этой работы рассмотрены в ряде исследований, направленных на определение черт характера по анализу психических состояний и выявлению соотношения между ними и типологическими свойствами личности [85, 149]. Кроме того, важно также иметь в виду зависимость психических состояний от особенностей физического развития, дефектов воспитания или так называемого срыва нервной деятельности. Эта зависимость в ряде случаев, особенно в сложной конфликтной обстановке, у невоспитанных, слабовольных людей может выступить в виде различных истерик, неврозов, состояний повышенной раздражительности. Вместе с тем большое значение имеет правильность определения того или иного психологического явления. Ведь в конкретных действиях и поступках людей проявляются, не только их психические состояния, но и чувства, настроения, волевые качества личности. Какими особенностями психики обусловлено конкретное поведение человека? Ответ на этот вопрос во многом зависит от правильной характеристики того психического явления, которым это поведение обусловлено. «Психическое состояние — это самостоятельная форма психических явлений, отличающаяся от других своей относительной длительностью (дни и недели) при сохранении однородности» [151, С. 82]. В соответствии с этим определением психические состояния характеризуют всю психическую деятельность в целом в данный период времени. В них проявляется своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности и психические свойства личности [100, С. 20]. И хотя по своей сущности они выражают переживания человека, но не сводятся к ним, так как являются в то же время и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. «Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято не правильно» [100, С. 21]. Между тем, нередко психические состояния сводятся к переживаниям, их отождествляют с самыми различными психическими явлениями, в том числе настроениями, чувствами, эмоциями и даже кратковременными реакциями на внешние раздражения. Такое отождествление на практике ведет к усложнению их определения и оценки и, что особенно важно, к затруднениям при выборе способов и средств по их целенаправленному формированию. Поэтому более или менее четкое распределение этих явлений по своим группам имеет определенное практическое значение. Самая главная черта психических состояний заключается в целостной характеристике всей психической деятельности за определенный промежуток времени [100, С. 20]. Если понимать эту целостность не как постоянно меняющуюся, не поддающуюся сознательному контролю и зависящую от различных случайных внешних и внутренних жизненных обстоятельств категорию, а как устойчивое, относительно длительное и вполне определенное психологическое явление, на фоне которого осуществляется вся психическая деятельность, то ни эмоции, ни ситуационные (мимолетные) реакции человека на различные воздействия не могут быть отнесены к психическим состояниям. Хотя, конечно же, в них, так же как в эмоциях, чувствах и настроениях, преобладающей является эмоциональная сфера психики и переживания людей. Как и все другие психические явления, они возникают и развиваются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но их эмоциональная окраска и, что самое главное, содержательная сторона имеют свои отличительные черты. Известно, что эмоции, чувства и настроения возникают в процессе конкретной деятельности и повседневного общения под воздействием внутренних или внешних раздражений, а также тех ситуаций, в которых человек находится. Их определение вытекает из материалистического положения о сущности психики как отражения предметов и явлений реального мира в субъективных образах и сущности сознания человека как высшей ступени развития психики. «Отражение действительности, лежит, следовательно, в условиях и требованиях самой жизни, т.е. в тех процессах, которые связывают человека с окружающей его действительностью. Равным образом и то, в какой форме и как именно отражается соответствующий предмет действительности в сознании человека, зависит опять-таки с того, каков процесс, связывающий человека с этой действительностью, какова его реальная жизнь, иначе говоря, каково его бытие» [107, С. 24—25]. Вся жизнь и деятельность человека пронизаны его отношением к своей работе, быту, другим людям, к самому себе. Это отношение определенным образом переживается и осознается, проявляясь в оценках, взглядах, мнениях, эмоциях, чувствах, настроениях. «Эмоции — не только действующее лицо больших драм: они повседневный спутник человека, оказывающие постоянное влияние на все его дела и мысли» [157, С. 21]. Понимание чувств и эмоций как отражения в мозгу человека его переживаний, то есть как отношения субъекта потребностей к значимым для него Объектам, вытекает из установившегося и общепринятого подхода к этим явлениям, характерного для научной психологии [19, 34,40, 66,109,173]. Однако следует учитывать, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями и чувствами, к сожалению, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему «что значит что» [66, С. 23]. Тем не менее, общая характеристика эмоции чувств как таких психических явлений, в которых «выражается субъективное отношение; человека к предметам и явлениям окружающей действительности» [42, С. 98], вполне достаточна, для того чтобы убедиться в неправомерности их отождествления с психическими состояниями. «Эмоции, подчеркивает известный советский психолог А.Н. Леонтьев, выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а непосредственно о чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности» [107, С. 198]. Конечно, эмоции и чувства проявляются в определенном временном интервале. Поэтому вполне понятно и правомерно, что во многих исследованиях сам процесс их протекания характеризуется как эмоциональное состояние. Но в связи с тем, что оно по своей сущности есть только переживание, возникшее вслед за актуализацией мотива, то его нельзя произвольно, как это иногда делается, относить к той самостоятельной группе психических явлений, которая включает в себя психические состояния. Нельзя согласиться также и с попытками поставить знак равенства между настроениями и психическими состояниями. Этому отождествлению противоречит уже само определение настроения как целостной нормы жизнеощущения человека, основывающейся на его переживаниях и расположении духа. Под настроением обычно понимается более или менее длительное эмоциональное состояние, эмоциональный фон, в который окрашены все внешние воздействия на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей, и прежде всего ее темперамента. Кратко говоря, настроение это эмоциональная граница, тот уровень, относительно которого распределяются положительные и отрицательные переживания [207, С. 148]. Как видим, настроение это главным образом переживание, проявляющееся в виде эмоционального состояния. Следовательно, оно фактически выражает самочувствие человека, так как в отличие от эмоций и чувств в нем отражается не отношение субъекта к объекту, а лишь эмоциональная реакция, вызванная этим отношением. Все эмоциональные явления, переживания человека проявляются в его поведении и деятельности, в отношениях и взаимоотношениях. Они в большой степени зависят от конкретных жизненных ситуаций и условий деятельности. Глубокие внутренние переживания и выраженные в них влечения, сомнения, надежды, страсти являются важнейшим условием борьбы мотивов, преодоления равнодушия, безразличия, апатии. Без таких глубоких переживаний нет, и не может быть, активной творческой деятельности человека. Поэтому внимательное отношение ко всем эмоциональным явлениям, характерным для данного коллектива к тенденциям их развития имеет большое значение для повышения эффективности трудового процесса и улучшения условий повседневной жизни людей. Психические стояния отличаются от эмоциональных явлений, как по форме, так и по содержанию. Под ними понимается такая относительно самостоятельная группа психических явлений, которая определяет уровень жизненной активности или пассивности человека, ей отношение к окружающей действительности, своим обязанностям, другим людям. Они формируются в процессе переживания и осознания наиболее значимых событий общественной, коллективной и личной жизни в относительно устойчивые, самостоятельные и целостные психические явления. Между психическими состояниями и эмоциональными процессами имеется сложная диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Как правило, положительные эмоциональные переживания усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Совпадение отрицательных эмоций, чувств, настроений и психических состояний оказывает на человека сильное воздействие, проявляясь в усидчивом и длительном пессимизме, утрате активности, сильной апатии. В своем крайнем виде с течением времени такие психические состояния могут усиливаться, перерастая в устойчивую безысходность и болезненную ностальгию. Вместе с тем направленность эмоциональных явлений и психических состояний может не совпадать. В зависимости от конкретных условий деятельности, личностных свойств и качеств и социально-психологических особенностей коллектива даже тяжелые переживания могут стимулировать активность человека, усилить его оптимизм и бодрость, формируясь в результате преобразования познавательных, эмоциональных и воле IX процессов, психические состояния как относительно самостоятельные, целостные и устойчивые психические явления имеют свои характерные особенности. Они возникают и проявляются не в результате ситуационных воздействий окружающей обстановки, а в силу развития устойчивых взглядов, мнений, оценок человека и поэтому во многом зависят от степени его сознания и моральной зрелости. В этом и заключаются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психические состояния, чувства и настроения» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»