Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчиво
В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности. Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 г. — 2001 г.) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала, важно осуществить не только контекстное обеспечение саморегуляции психической устойчивости, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения неизменно включаются средства самопознания, самоанализа, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, самокоррекции, направленные на оптимизацию и повышение психической устойчивости. Компоненты оптимизации следует пополнить и методиками и процедурами, объединенными единой целью, содержанием и организацией. Все они отражены в целевых программах оптимизации, одна из которых, апробированная, в процессе психолого-акмеологического сопровождения деятельности, приводится ниже. Цель программы — научить человека понимать самого себя и привить ему способности системно и продуктивно заниматься саморегуляционной деятельностью. Она призвана решать такие задачи: 1. Развитие интереса к изучению роли человеческого фактора, прикладной психологии в условиях функционирования коллектива. 2. Привитие способности объективно проводить самооценку всех компонентов, определяющих основу психической устойчивости, возможностей их продуктивного саморазвития. 3. Овладение продуктивной саморегуляционной деятельностью в реальной социальной среде и сложившихся взаимоотношениях. Реализация цели и задач саморегуляционной деятельности в рамках психолого-акмеологического сопровождения в соответствии с разработанной программой включает целостный цикл содержательно и технологически объединенный. При психологическом тестировании в период переподготовки персонала, в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений. Результаты психологического тестирования на достаточно большей выборке в (более 400 чел.) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивает около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку. Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого — акмеологического сопровождения. В частности, были использованы психотехнологии, которые приводятся ниже. Цель этих занятий — помочь человеку разобраться в себе, помочь овладеть продуктивной саморегуляционной деятельностью и, тем самим, укрепить свою психическую устойчивость и психическое здоровье. Тестирование по методике "Диагностика межличностных взаимоотношений" позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса человека, но и ее структурные особенности. В своей работе мы исходили из ключевого положения выдвинутого профессором Братусь Б.С., что до тех пор, пока "хотел бы" и "мог бы" не разведены, имеет место психологическая незрелость личности, а это можно преодолеть лишь путем адекватной самооценки. Перед каждым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психограммы "Я — реальное" и "Я — идеальное", его психологического "могу" и "хочу". И не смотря на то, что преподаватель — психолог говорил для всех, каждый оценивал себя, преломляя сказанное через результаты "личного самооценивания", тестирования. Психолог подробно объяснил значение показателей октант, их сочетание и т.п. Слушатели видели результаты своего психологического тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал в то же время преподаватель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее приемлема. Слушатели как бы опосредовано работали с психологическим материалом. Они, при подсказке психолога, уточняли свои психологические возможности и особенности. Как правило, такие занятия заканчивались индивидуальной психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах. Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составляющих психической устойчивости: волевые, эмоциональные, интеллектуальные и личностно — профессиональные. Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще всего говорят о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и духовные силы на выполнение какой-либо работы и доведение этой работы до конца. Однако, есть два пути. Первый путь состоит в борьбе с собой, систематическом преодолении себя, насилии над своей психикой. Однако, жесткие, а порой бессмысленные требования к самому себе, могут уподобить организм и психику маятнику, очень сильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное положение неестественно и непрочно, неизбежно движение в другую сторону, т.е. срыв, который может выражаться и в стрессовых состояниях и в действиях, прямо противоположенных поставленным требованиям. Отрицательные последствия такого подхода заставляют задуматься о втором пути. Он лежит через желание узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире, и тем самым использовать их огромные возможности, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения: итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с работой по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого человека, только одни люди научились создавать условия, в которых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем простой пример. Любая работа, чаще всего, связана с умением сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за действиями героев в понравившемся кинофильме или пересказать приятелю содержание интересной книги. В обоих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и подсказка к одному из условий, которые облегчат "работу" вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной. Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К.Д.Ушинский сравнивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная практика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с другой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и остановить развитие того и другого. Одной из главных задач развития волевой регуляции является формирование волевых привычек. В привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Например, если у человека выработалась привычка доводить дело до конца, то остановка исполнения дела на пол пути вызовет у него чувство психического дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы, и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий. Занимаясь специально тренировкой волевых усилий обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т.п.), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искусственными упражнениями, а постановкой и выполнение конкретных целей в повседневной деятельности. Не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелы испытаниям. Поставив перед собой цель за неделю избавиться от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможностям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы. Помните о постоянстве тренировок. Исполняя намеченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу, успешное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуществления цели, наличия запасных вариантов для изменившихся обстоятельств. Попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на положительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за маленький успех в выполнении намеченного, не нужно "ломать себя", тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного. Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения человека о себе самом, которое формируется при сравнении себя с другими людьми. Самооценка может быть адекватной, т.е. соответствующей реальным возможностям и способностям человека, и неадекватной, т.е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненный планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии. При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности, и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что Вы реализовали далеко еще не все свои способности. Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте наделе хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели. Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие — главное условие успешности в работе над собой: — составьте отдельный список ваших сильных сторон: черт характера, способностей, особенностей поведения; можно подумать над тем, каким образом совершенствовать свои достоинства; — возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух объясните вашему другу, почему вы включили каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: "Что мне в тебе нравиться, так это..." — каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспомните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои слабые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного и самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать работу или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в правой — достоинства, которые могут быть противопоставлены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении особо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке. Если в вашей самооценке самым слабым местом является общение с другими людьми, и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь развить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Больше читайте как периодическую печать, так и художественную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, рассказать что-то новое и т.д. Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочувствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за результаты своих действий, отказывается от вполне реальных целей, низко оценивает свои возможности. Неуверенность в себе связана, прежде всего, с заниженной самооценкой, поэтому некоторые рекомендации по выработке реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновременно и формирование противоположной черты — уверенности в себе. Нужно понять, что уверенность в себе — не самоуверенность, а осознание своих сил и возможностей. Подумайте над словами великого педагога Я.Каменского: "В мире нет ничего, чтобы не мог объять одаренный чувством и разумом человек". Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостатков. Этот момент очень важен так как он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед, опираясь на них, с другой стороны, сформировать реальные цели деятельности. Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарайтесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них. Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оценивать себя такими определениями как "глупый", "неспособный", "неисправимый". Ваша конструктивная практика должна быть направлена на недостатки поведения, а не на навешивание ярлыков на собственную личность. Если, несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с определенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения. Уверенность в себе обретается за счет успешной деятельности, выполнения серьезных задач. Главным результатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами "Я смог", "У меня получилось". Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выберите себе сначала 1—2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план включить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полезнее всего начинать с больших и не очень трудных заданий, потому что главное — ощутить радость успеха. Затем постепенно усложняете свои цели. Не забывайте о той поддержке, которую вы сами может оказать себе при выполнении заданий. Перед началом и во время выполнения работы ободряйте себя, выражайте уверенность в успехе дела. В конце каждого этапа выполнения обязательно похвалите себя за проделанную работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным. Определенную помощь могут оказать и занятия аутотренингом (различные способы регулирования собственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид работы и т. д.). Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомните, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уверенности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости. Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на общий эмоциональный настрой человека. Некоторые упражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: "Я — привыкший командовать". Попытайтесь, чтобы ваш голос был тверд звучал уверенно, соответствовал принятому образу. Развитие интеллектуальных и личностно-профессиональных качеств психической устойчивости госслужащих. Для этого использованы специальные упражнения, направленные на развитие мотивации и способностей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. Управленцам предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знанию будущего результата. Причины могут быть разными, например: Вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересует лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не просто от знания результата, а от предчувствия неудачи в работе. Жизнь, часто загруженную различными видами работ, значительно облегчает планирование. Планы составляются на день, неделю, месяц, квартал и т.д. План представляет собой сформулированные в виде целей предстоящие результаты работы с точным указанием ее количества, качества и срок выполнения. Таким образом, точное знание предстоящего результата позволит более осмысленно подходить к работе и достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при выполнении определенного дела сосредотачивать свои мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых, необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата, попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? Если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? Какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи? Понятно, что в процессе саморегуляции свойств личности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хотите добиться в результате развития и совершенствования того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к качеству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого. Желательно знать, является это качество врожденным или формируется в процессе жизни и деятельности. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, облегчающие или затрудняющие развитие качеств. Природные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для достижения целей, но по-разному. Так например, человек, обладающий флегматическим темпераментом может свободно, легко и без принуждения длительно заниматься одной и той же работой. В то время как для сангвиника и холерика это нужно сделать по-иному, т.е. выполнять работу энергично и частями. Надо просто учитывать индивидуальные особенности и помнить, что темперамент определяет не результат, а способы и приемы достижения результата, т.е. стилевые особенности поведения. Учитывая природные предпосылки, нужно всегда помнить, что в личностных качествах есть и характеристики, которые можно приобрести только в опыте общения и деятельности. Они не возникают сразу и вдруг, а развиваются в повседневной жизни и работе, т.е. без тренировки и выполнения специальных действий развить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства, и что можно добиться, обладая им как специфическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным качеством? Можете это даже записать себе на память. Например, с помощью этого качества я бы мог... Помните, одной правильно поставленной цели в выполнении намеченного, конечно, мало. Необходимо сознательно продвигаться к цели. Такое сознательное продвижение фиксируется с помощью планов. Но часто приходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов? Действительно ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течении которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали в приятелем и т.д. Возможно, проделав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предполагали, и что план позволит вам сознательно распорядиться этим временем в своих целях. Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает преимуществом, позволяющим равномерно распределять усилия в течении определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. Планы могут быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пункты, которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т.п. При составлении планов учитывались особенности темперамента госслужащих. Например: если преобладают черты флегматического темперамента, можно планировать напряженную даже, однообразную работу на довольно длительное время, но особое внимание уделять фазе врабатывания, более интенсивно проводить интеллектуальную разминку и т.д. Сангвиник, напротив, гораздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длительная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного цвета. Любое чрезмерное развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред человеку и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее. Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленцев является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будет способствовать развитию продуктивной саморегуляции. Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости — волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессионального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости и уровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и других механизмов положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленческих кадров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчиво» з дисципліни «Акмеологія»