Современным технологиям отводится роль глобального фактора, основной двигательной силы развития общества, созидающей новую цивилизацию. Анализируя общественные явления, отечественные и зарубежные исследователи используют "социальные", "информационные", "педагогические" технологии, "психотехнологии", технологии "управления", "прогнозирования", появляются "технологии популизма", "технологии успеха", "технологии карьеры" и др. Применяемые технологии призваны удовлетворить потребности общества в рационализации управления, использовании инновационных методов, в выборе наиболее точных алгоритмов достижения результатов. Сегодня активно развиваются прежде социальные технологии и психотехнологии. Социальные технологии, как инновационный управленческий ресурс информационной цивилизации, — служат обогащению управленческой культуры, интеграции современного гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Достаточно предметно в научной литературе описаны модели технологий по типу отношений с социальными явлениями. Наиболее значительной в отечественной литературе нам представляется работа В.Н. Иванова "Социальные технологии в современном мире". Существующие модели социальных технологий, в основном, опираются на концептуальные подходы болгарских ученых М.Маркова, Н.Стефанова, а также разработки отечественных специалистов в этой области (Н.С.Данакин, Л.Я.Дятченко, В.Н.Иванов, Г.Д.Никредин, В.И.Патрушев и др.). Созданная М.Марковым модель социальной технологии позволяет четко представить процесс технологизации социальных явлений. Целевая направленность социальных технологий прежде всего ориентирована на оптимизацию структурных связей и отношений в масштабах общества, конкретной организации. Акмеологический подход к анализу феномена "технология" позволяет выделить в современной практике и проанализировать сущность четырех основных форм его проявления: производственная, как наука, как сторона общественных отношений, как способ (вид, момент) человеческой деятельности. Предмет изучения данного феномена определяется уровнем исследования (теоретический, методологический, прикладной), подходами (гносеологический, онтологический, структурно-функциональный, системный), принципами и методами познания различных наук (естественных, технических, психологических, социологических, педагогических и др.), направленностью (общественные процессы, структуры и отношения, человек, деятельность, образование и др.). Анализируя существующее многообразие социальных технологий, можно отметить их разноуровневую направленность при решении глобальных государственных проблем (демографических, общественно-исторических, политических, межнациональных), а также вопросов, связанных с управлением и оптимизацией внутренних процессов развивающегося российского общества (управленческие, организационные, интеллектуальные, профессионально-образовательные технологии). Для акмеологии правомерна постановка вопроса об исследовании технологии как способа, вида, момента человеческой деятельности. Исследуя сущность и структуру человеческой деятельности, акмеология использует духовно-практическое и практическое акмеологическое знание. Сам уровень познания является одной из сторон организации человеческой деятельности и определяет степень ее интеллектуализации. Уровень достигнутого обществом знания объектов, процессов их формирования, механизма действия общественных законов свидетельствует о необходимости научного обоснования каждой практической операции, каждого этапа, формы, средства и метода трудовой деятельности людей. Для того чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо ее расчленение на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Переход к практической разработке конкретных видов технологий, включающих механизмы и технологические приемы субъект-объектных взаимовоздействий возможен благодаря психологической теории деятельности. С позиций акмеологии, технология как вид деятельности обладает относительной самостоятельностью во всех общественных сферах, где решаются задачи оптимизации какого-либо процесса (образования, воспитания, общественных отношений и др.). Технология как существенный момент человеческой деятельности соответствует понятию "творчество". "Творческое" в деятельности "обеспечивает" и новизну результата, и "самосохранение" (развитие человеческого содержания деятельности), "техническое" же отвечает за объективный и эффективный способ такого развития и достижения определенного результата. Соотношение "творческого" и "технического", характеризуемое противоречием и приматом первого над последним в самой сущности деятельности, есть внутридеятельностная форма выражения внешнего противоречия субъективного и объективного, господства субъекта над объектом, в том числе над деятельностью как объектом и средством самоосуществления человека и человеческой субъективности. Техническое образует объективно-предметный слой деятельности в качестве особой технологической формы "социальной предметности" вообще. Благодаря своему предметному характеру, техническое выполняет функцию "проводника" человеческой воли в процессе деятельности. В этой связи деятельность является прежде всего субъективным процессом, специфически человеческим способом бытия, который определяется иерархией человеческих потребностей, мотивов, интересов и целей. В качестве субъективного процесса человеческая деятельность, с одной стороны, предметное самоосуществление субъекта, с другой — собственно субъективно направленный процесс, имеющий исходным пунктом и конечной целью субъекта. В этой двухсторонней субъективности человек не теряет себя в своей деятельности, остается в ней как самосохраняющееся и творческое начало.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Феномен "технология"» з дисципліни «Акмеологія»