Основные методологические принципы акмеологической диагностики
Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных методологических оснований познания, позволяет акмеологии разрабатывать свои специфические методы, технологии, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Этот системный подход выражается, прежде всего, в акмеологической модели профессиональной деятельности людей, занятых в конкретной сфере труда, в структуру которой входят профессиональная компетентность этих людей, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие. Акмеологическая концептуализация профессиональной деятельности представителей конкретной сферы труда предполагает построение такой фундаментальной модели профессионализма, которая рассматривает в диалектическом единстве проявление деятельностного и личностного — профессионализм личности и профессионализм деятельности, а также предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная активность членов коллектива связана с их индивидуально-психологическими и личностными особенностями. Но перспективное развитие акмеологии позволяет видеть ее проблемное поле (объект — предмет) гораздо более широким и глубоким: как интегративной науки в системе комплексного изучения человека. Мы определяем следующие методологические принципы, лежащие в основе диагностики специфики и особенностей профессиональной деятельности работников: — экологический: человек как субъект, а не объект в целостной системе жизнедеятельности, представленной вышеназванными Уровнями: экстериорным, интериорным и интроиорным; — динамической концептуализации: закономерности процесса развития (формирование - становление - кризис - распад -преобразование); — равноценности, а не иерархии социального и индивидуального начал в выборе направленности и содержания процессов жизнедеятельности; — индивидуальной ответственности и социального участия в выработке социально значимых решений; — лонгитюдности и эксперимента: многократных изменений личностно-деятельностных проблем во времени и пространстве жизнедеятельности людей; — антропологический: проблемы индивидуального личностного развития человека; — единства науки и практики: диагностическое исследование делается всегда под конкретные практические цели и задачи, оно не может быть самодостаточным; — психологический, позволяющий учитывать особенности этнонациональной психологии в поведении, деятельности, ценностных установках людей. По поводу последнего принципа можно было бы сказать, что он коренным образом меняет представление об этнопсихологическом изучении проблемы личностно-профессионального развития. Этнокультурное многообразие современного общества продолжает существовать, несмотря на всеобъемлющие контакты и потоки информации, охватившие в равной мере практически весь цивилизованный мир. Наличие этнических различий в современном мире не поглощается единой социальной системой; взаимодействие в такой социальной системе не ведет к ликвидации этнических различий путем их изменения или актуализации; этнокультурные различия могут сохраняться вопреки межэтническому контакту и взаимной зависимости. Следуя вышесказанному, мы позволяем сделать вывод, что при анализе профессиональной деятельности и личностного развития представителей конкретной трудовой общности их этническую идентификацию следует "искать" не в культурных различиях, а в системе социальных ролей, социального поведения, социального взаимодействия - т. е. в системе социально-нормативных представлений, что предполагает смещение в исследованиях этничности объекта в сферы образования, труда, социализации, коммуникации — в основные фундаментальные основы жизнедеятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные методологические принципы акмеологической диагностики» з дисципліни «Акмеологія»