ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Акмеологія

Принцип жизнедеятельности
Принцип жизнедеятельности является конкретным и основополагающим для акмеологии и исторически и теоретически, логически. Понятие "акме", сформулированное и П.А.Флоренским, и Н.А.Рыбниковым и наиболее содержательно определенное Б.Г.Ананьевым, было связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами. Наряду с понятием "пика" карьеры, которое также было ново для отечественной традиции и существенно для психологии профессий, Ананьев выдвигает понятие "пика" или вершины жизни. Последующее развитие этого понятия было осуществлено А.А.Бодалевым и др. В возрастной и социальной периодизации жизненного цикла человека оно совпадает с периодом и представлением о зрелости человека как максимальном уровне развития его индивидуальности, его максимальной реализованности в жизни.
С.Л.Рубинштейн, который никогда не причислялся к представителям акмеологии, но разработал в своей книге "Человек и мир" проблемы философии жизни, неоднократно на протяжении своей жизни обращался к понятию "вершины" жизни. Впервые, будучи совсем молодым, он пишет некролог на смерть Н.НЛанге, в котором различает разные типы людей — тех, кто лишь изредка поднимался на вершины жизни и в этих достижениях исчерпал все силы и потенциал своей личности, и тех, которые, достигая этих вершин, сохраняли в себе огромные, еще нереализованные возможности, личность которых не измеришь совершенной ими работой. Здесь ставится методологически очень важная проблема не конечности вершины, которую тонко и диалектично обсуждает А.А.Бодалев, а соотношения вершины как достигнутого человеком максимума и его еще не полностью реализованных при этом возможностей, его творческого неисчерпаемого потенциала. Вторично С.Л.Рубинштейн обращается к осмыслению этой проблемы в своих дневниках, написанных перед смертью. Он пишет, что в его жизни было немало трудностей и спадов, но в целом она вся шла по восходящей. Люди, которые достигают своих вершин в более ранние годы, могут затем на протяжении всей своей последующей жизни пользоваться плодами достигнутого; в этом их большое преимущество. Те, жизнь которых идет по восходящей, так что вершина их достижений на протяжении большей части жизни еще где-то впереди, перед ними, лишены этого преимущества. Их жизнь менее выигрышна, но в ней есть зато что-то возвышенное, несравненное чувство постоянного восхождения.
Здесь заключены иные методологически ценные аспекты: мысль, что совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не результат, а также мысль, что оптимальное выражение человека в жизни, достижение им вершины отвечает своеобразному акмеологическому закону обратной связи, дает человеку преимущество. Характеризуя жизненные позиции личностей, К.А.Абульханова воспользовалась образным сравнением, согласно которому одни люди идут по жизни пешком, другие движутся на поезде, а третьи — самолетом. Достигнутый уровень открывает новый спектр объективных возможностей человеку, умножая его силы.
Принцип жизнедеятельности и теория жизненного пути позволили К.А.Абульхановой-Славской разработать понятие стратегии жизни, связанное с представлением о ее субъекте как направляющем и регулирующем, организующем ход своей жизни. Это понятие также относится к числу акмеологических категорий. В нем воплотился и принцип индивидуализации, типологизации: стратегия жизни — это выбор личностью способа жизни, соответствующего ее типу. В нем воплотился и принцип оптимизации, организованности, своеобразной конструктивности, а не эмпиричности жизни. Стратегия предполагает и разрешение противоречий между активностью, притязаниями, "Я"-концепций личности и условиями и обстоятельствами жизни. Стратегия — это не только восхождение, но и отступление, которые нельзя свести к конформизму, уступкам обстоятельствам. Стратегичность жизни — это ее соответствие (и степень соответствия) не только декларированным, но и реализованным в жизни ценностям, ее соответствие принципам человечности.
Для акмеологии центральным становится как принцип жизнедеятельности, теория жизненного пути, биографический подход, так и принцип личности как субъекта жизни. Он означает "овладение" личностью условиями своей жизни, создание ею вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций.
Как обсуждалось выше, философы склонны отождествлять понятие культуры с понятием "опыта". Несомненно, жизненный опыт является составляющей жизненной зрелости, жизненной мудрости. Но с точки зрения акмеологии существенно не только идущее из прошлого понятие "опыта", не связанное с настоящим понятие "позиции" в жизни, которое определяет особенность "места", занятого личностью в жизни, расстановку жизненных сил, по выражению С.Л.Рубинштейна. Место или "позиция" личности — это система ее уже реализованных (и необратимо нереализованных) и будущих возможностей, тех преимуществ, которые дает ей эта позиция и объективно, и субъективно. Кроме того, для акмеологии как целевой дисциплины крайне существенно понятие жизненной или временной перспективы. Выдвинутое и определенное Наттином, Кастенбаумом и многими другими психологами, оно было эмпирически исследовано К.А.Абульхановой-Славской и конкретизировано по различным перспективам — когнитивную (сводится к теоретическим умственным планам на будущее), личностную (состоит в мотивации будущего, в жизненных и личностных еще не реализованных резервах), а также собственно жизненную, которая сводится к социальным возможностям и перспективам личности, сделавшей карьеру не только в профессии, но и в самой жизни. Будущее в известном смысле оказывается социально гарантированным позицией человека.
Функция принципа субъекта жизни и жизнедеятельности в том, что позволяет понять место, роль, смысл и значение деятельности, труда в жизненном пути личности, постигнуть жизнь не только как свободное от работы время, но и как задачу самореализации личности, которую она прежде всего осуществляет в деле всей своей жизни. Однако это оптимальный вариант. Действительность современных социальных перемен ставит акмеологов перед лицом проблемы непропорциональности жизненного пути и профессиональной жизни. Неизбежное завершение профессиональной жизни летчика ведет к жизненной трагедии. Трагичны ситуации безработицы как насильственного лишения человека профессиональной занятости, ведущей к фрустрациям, потере смысла жизни. Не менее трудны проблемы профессиональной переориентации, особенно если их приходится решать в позднем с точки зрения критериев жизненного пути возрасте. Это целое проблемное поле акмеологической науки, призванной не только возвысить возможности человека, но и не дать ему их потерять.
Принцип потенциального и актуального. К числу акмеологических может быть отнесен развитый в трудах С.Л.Рубинштейна и его школы принцип потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного. Этот, казалось бы, общефилософский принцип позволил сначала в общей психологии понять саму личность как проективную, перспективную, не исчерпывающуюся наличными данными систему.
Для акмеологии он служит в двоякой функции: 1) методологического ориентира на резервы, возможности личности, которые могут реализоваться в будущем ею самой или при акмеологической поддержке; 2) практико-диагностического ориентира. Он предполагает использовать при диагностике наличного состояния личности не столько констатирующие, измерительные, сколько проективные процедуры. На этапе самой акмеологической поддержки (игротехники, тренингов) он ориентирует на субъекта, его рефлексию как на самостоятельные способы умножения личностью своего потенциала, как на средства расширения ее сознания.
Простое значение понятия "имплицитность" сводится также, и к понятиям "неиспользованность", "незагруженность". Развернувшиеся в последнее время исследования социального мышления показали, что личность не так часто и не полностью использует свои интеллектуальные ресурсы, не "загружает" свой интеллект, стремится к решению более легких или стандартных задач. Отсюда задача акмеологии препятствовать случайному, стихийному "использованию" человеком своих психических ресурсов, открыть путь и мотивацию полноценной самореализации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип жизнедеятельности» з дисципліни «Акмеологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Довірчі (трастові) послуги
БАНКІВСЬКА СИСТЕМА: СУТНІСТЬ, ПРИНЦИПИ ПОБУДОВИ ТА ФУНКЦІЇ. ОСОБЛ...
Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...
Класифікація банківських кредитів


Категорія: Акмеологія | Додав: koljan (15.01.2012)
Переглядів: 994 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП