ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історія філософії: енциклопедія

ХЕНГСТЕНБЕРГ
ХЕНГСТЕНБЕРГ (Hengstenberg) Ханс-Эдуард (р. в 1904) — немецкий философ, представитель теологи­ческой версии философской антропологии. Свою кон­цепцию X. определял как "синтетическую антрополо­гию". В ней заметно влияние идей феноменологии, нео­томизма и неоавгустинианства. Воспринял круг идей Шелера, но заявил о необходимости "дистанционно-критического отношения к нему там, где этого требуют интересы дела". С 1948 — профессор Педагогической академии в Оберхаузене. Основные работы: "Между Бо­гом и творением" (1948), "Автоматизм и трансценден­тальная философия" (1950), "Тело и предельные вещи" (1955), "Философская антропология" (1957), "Бытие и первоначало" (1958), "Свобода и порядки бытия" (1961), "Эволюция и творение" (1963) и др. Исходным пунктом, главной идеей и целью современного способа философствования X. провозглашает человека ("прин­цип персональности"). "Философская антропология, по X., есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Этим она отличается от всех наук, которые хо­тя и имеют дело с человеком, но рассматривают его с ча­стных точек зрения: физиологической, биологической, психологической, лингвистической и т.д.". Человек есть единство "реально-психического" (включая мышление) и "тела", т.е. жизненное начало ("жизнь"), соединенное
1234
с "духом". Основная его характеристика — способность быть объективным (отсюда установка на построение "антропологии объективности"). Человек может быть беспристрастен на основании доразумного, интуитивно­го согласования ("предзнания") индивидуальной духов­ной активности с бытием и ценностными характеристи­ками предметов мира, но прежде всего — с другими личностями. Согласно X., "под объективностью мы имеем в виду ту позицию, которая предполагает обра­щение к предмету ради его собственной самости, сво­бодное от соображений пользы. Такое обращение к объ­екту может быть реализовано в случаях созерцающего постижения, практического действия или эмоциональ­ной оценки". Предметы и явления мира суть для лично­сти "конкретное" ("реальное") эмоционально-интуитив­но (нравственно и религиозно) переживаемое данное, суть "встречающееся сущее". Они онтологически поло­жены Богом по отношению к индивидуальному созна­нию. В структуре любого сущего (личности) "части сто­ят по отношению друг к другу таким образом, что стро­ят целое индивидуально определенной мощью и при этом с самого начала уже предполагают целое в его дей­ствующей мощи". В основе этой целостности лежит фе­номенологически обнаруживаемая "прафеноменальность", для которой нельзя указать основания в приро­де. Человек постоянен и охватывает постоянство. Одна­ко "сущность" "есть то, что она есть, лишь в ее связи с соответствующими реальностями". Она развивается и осуществляется в культуре, будучи уже в ней заложена. Игнорирование этого аспекта, по мысли X., ведет к "вневременности" и "внеисторичности" экзистенциа­лизма. В свою очередь, необходимо учитывать и то, что "историчность в истории определяется не только изме­нением, но и постоянством". Как отмечал X., "таким об­разом, если человеческой природе свойственно постоян­ство, то это может быть лишь "постоянство-в-изменении". Человек имеет естественные основополагающие константы (как раз и "выражающие" себя в его склонно­сти, в отличие от животных, к объективности), которые интерпретируются исходя из примата человеческого по­ведения. Он схватывает (переживает) это постоянство вне себя как целостность в ее самоочевидности, как фе­номены. Но сами его переживания есть также феноме­ны. Более того, единство (соотнесенность) того и друго­го само есть также феноменальная целостность. Следо­вательно, целостность как таковая может иметь только духовную природу — положенность Богом. Целост­ность всего сущего, по мнению X., аналогична божест­венной Троице, сущее всегда есть соотнесенность трех частей в соответствии с "троичной" жизнью Бога. "Тро­якое" соотношение частей и задает неизменность суще­ствующих "порядков" как отношений: 1) одной из час-
тей к двум другим, 2) любой из частей к общему для них событию бытия, 3) частей к тому, что они сами и консти­туировали, т.е. к целостности, которая есть дух, имма­нентно существующий в конституированном. Послед­нее осуществляется через деятельность человека как также "троякого" существа: 1) телесного, 2) социально­го, 3) открытого для "ничто" и для бесконечности. Соот­ветственно, по X., объективным человек выступает в полной мере лишь в своем третьем модусе (он утилита­рен в тенденции в модусе тела и склонен к необъектив­ности в модусе социума), когда он только и может пони­мать смыслы и обязан задавать вопросы о смыслах. Ре­альные личностно-контекстуальные смыслы порожда­ются на основе нравственно-религиозного переживания онтологических идеальных смыслов. Принимая реше­ние в пользу любого из трех возможных способов свое­го поведения, человек делает свой выбор, но тем самым он принуждается к свободе, а следовательно и к ответст­венности за сделанное. По версии X., "человек должен прежде всего принять решение в пользу объективности и лишь после этого он приобретает личную объектив­ную позицию". В этом отношении сделанное (конститу­ированное) начинает предопределять (исторически) по­следующее (по принципу наследования, а не причинной обусловленности). Тем самым личность как бы продол­жает (в метафизическом смысле) сотворение мира Бо­гом из "ничто" (но в таковом качестве и не нуждается во внешних предпосылках для своего творения). Сотворен­ное в этом смысле не есть нарушающее предзадаваемое целостное постоянство мира. Конституирование сущего происходит в двух "горизонтах": 1) целостности бытия как такового, 2) целостности определенного бытия (со­ответственно первый и второй "ранги" целостности действительности). В первом "горизонте" целостность задается через полагание сущности (Wesen), наличное бытие (Dasein) и принцип экзистенции в их "гипостатическом" единстве. Сущие "разных способов бытия", со­гласно X., участвуют в бытии друг друга "без смеше­ния", как в бытии их целого, которое участвует во всех трех, а они, соответственно, совместно участвуют в це­лом. Это есть проявление онтологического принципа "соучастия" (как взаимного присвоения бытия при со­хранении целостности "частей"), конкретизирующегося в онтологическом же принципе "выражения" ("одного через другое"). В этом "горизонте", с точки зрения X., выстраивается "ступенчато-целевой порядок" бытия, в котором каждая промежуточная ступень есть средство для онтологического и надвременного "выражения" сле­дующей, а каждая последующая ступень "выражает" се­бя в предыдущей. В "горизонте" же "целостности опре­деленного бытия" речь идет о "существенности" (Wesenheit) как "человечности" отдельного человека.
1235
Здесь реализуется свободно-личностное "выражение" бытия в единстве его синхронно-диахронных аспектов, во "временных формах". По мысли X., "в конечном сче­те каждая поведенческая целостность есть временная форма". "Ступенчато-целевой порядок" является здесь как "порядок актуализации человека". Будучи противо­положными, два "ранга" конституирования сущего уча­ствуют друг в друге. В своей совокупности "ступенчато-целевой порядок" и "порядок актуализации человека" задают "проект бытия и смысла человека", т.е. индиви­дуально варьируемую сущностную и экзистенциональную норму человека. Благодаря этому любое сущее име­ет не только бытие-существованием, но и бытие-смыс­лом, по поводу которого обязан вопрошать человек. В границах подхода X., личность при этом конституирует­ся как уникальная инвариантность эмоционально-инту­итивных переживаний существования (в участии друг в друге) сущности и существенности. Тем самым в ней сливается (не теряя самостоятельности) "хтоническое" (то, что "задается" данным, чем можно только "овла­деть") и "духовное" ("выражающий себя дух"). Выбор же в пользу объективности актуализирует экзистенци­альное "личностное начало", которое собственно и кон­ституирует личность. Таким образом сущность (Wesen) и существенность (Wesenheit) опосредуются существо­ванием (Dasein). Это соотношение, задаваемое онтоло­гически, на феноменологическом уровне самообнару­живается, по X., в событиях целостной соотнесенности бытия вообще (Sein), действительности и смысла. "Че­ловек постоянно онтологически действует в самом себе, исходит из самого себя и идет к самому себе, и тем не менее он не теряет своего постоянства и самости". Со­отношение же личностей друг с другом осуществляется через "онтологическое участие", через "созвучие с эмо­циональным состоянием другого" (то, что в другом язы­ке может быть обозначено как эмпатия). Реализуется "онтологическое участие" через прафеноменальную способность людей к коммуникации, понимаемой как ко-экзистенциальное конституирование "Я" и "Ты" в "личной встрече". (Ко-экзистирование понимается при этом как такое отношение, когда одно не может сущест­вовать без другого, но одно не может быть выведено из другого, хотя каждое из них и способствует существова­нию другого, т.е. речь здесь идет о единстве с "неизгла­димостью различий"). Ценностным критерием объек­тивного отношения людей друг с другом выступает лю­бовь (как направленная на возвышение ценности "Ты"). В ней объективность находит свое завершение, она им­плицитно присутствует во всяком нравственном поступ­ке. Полюс "необъективности" презентирует ненависть как "сублимированная форма произвола" (как направ­ленность на понижение ценности "Ты"). Высшее прояв-
ление самой любви — религиозное поклонение. Таким образом, концепция аналогии сущего, акта и потенции томизма заменяется X. августинианской концепцией участия, принципом "триединого" строения сущего. "Стягивающим" отношения Бога и человека оказывает­ся принцип конституирования (как соучастия в творе­нии и его "выражении"). С точки зрения X., "...итак, вы­ражаясь кратко, можно сказать следующее: человек есть личность, которая каждый раз неповторимо конституи­руется духом, областью витального и личностным нача­лом и в силу своей личности может проявлять свобод­ные инициации".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ХЕНГСТЕНБЕРГ» з дисципліни «Історія філософії: енциклопедія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
Визначення вартості капіталу
ФОРМУВАННЯ ТОВАРНОГО АСОРТИМЕНТУ
Поняття і класифікація модемів
Особливості вживання деяких відмінкових закінчень іменників


Категорія: Історія філософії: енциклопедія | Додав: koljan (11.12.2011)
Переглядів: 854 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП