ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (1924-1994) — амер. философ и методолог науки. Один из наиболее ярких и оригинальных представителей постпозитивизма. Род. в Вене, изучал математику, астрономию, теорию искусства, историю в Венском ун-те, теорию драматургии в Веймаре. Одним из его учителей в Вене был философ-марксист В. Холличер. Однако в своих работах Ф. редко использует идеи марксизма, в основном просто эпатируя своих аналитически настроенных коллег цитатами из В.И. Ленина и Мао Цзэдуна. Участвовал во Второй мировой войне, был ранен. После войны ему предлагали стать ассистентом драматурга Б. Брехта, а затем — К. Поппера, с которым Ф. познакомился в 1948, но он отказался от обоих предложений. С 1951 Ф. преподавал философию в Англии, с 1958 — в США, с 1967 — проф. Калифорнийского ун-та в Беркли. В своей концепции Ф. своеобразно сочетает идеи критического рационализма, позднего Л. Витгенштейна, «научного материализма» и контркультурных и прочих нетрадиционных идейных движений. Спектр его интересов весьма широк — от методологии квантовой механики до анализа современного театра. Первоначально он получает известность своей бескомпромиссной критикой неопозитивизма. В противоположность гипотетико-дедуктивной модели науки и кумулятивизму он выдвинул тезис «теоретического реализма», означающий, что принятие некоторой теории детерминирует способ восприятия явлений, т.е. ведет к неизбежной «теоретической нагруженности» эмпирических данных. Рост знания, по Ф., происходит в результате «пролиферации» (размножения) теорий, которые являются «несоизмеримыми» (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и понятия). Ф. отстаивает позицию теоретического и методологического плюрализма: существует множество равноправных типов познания, но данное обстоятельство способствует не столько росту знания, сколько развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки — периоды борьбы альтернатив. Истоки последних коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых. Социологически интерпретируя познание, Ф. отказывается от понятий истины и объективности, подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деятельности. Социальная философия Ф., изложенная в кн. «Наука в свободном обществе» (1978), исходит из концепции «свободного общества», явно противостоящего попперовскому «открытому обществу». В «свободном обществе» «все традиции имеют равные права и одинаковый доступ к центрам власти», что должно обеспечиваться правовой «защитной структурой» и демократической практикой «гражданских инициатив». Науку следует уравнять в правах с др. идеологиями и тем самым поставить заслон сциентизму как частной идеологии науки. Отделение церкви от государства следует дополнить отделением науки от государства — это должно послужить гуманизации как самой науки, так и всей современной культуры. Стремление Ф. разрушить дисциплинарные границы, объединяя науку с искусством, религией и мифом, а философию — с литературой, его критический пафос, нацеленный против многих идолов современной культуры, — все это делает его одним из предшественников амер. постмодернизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФЕЙЕРАБЕНД» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»