УАЙТХЕД (Whitehead) Альфред Норт (1861-1947) -британско-амер. математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. В 1880 окончил Кембриджский ун-т, с 1884 — преподаватель математики этого ун-та, с 1911 по 1923 — проф. прикладной математики в Университетском колледже и в Империал колледже науки и технологии (Лондон). С 1924 по 1937 проф. философии Гарвардского ун-та (США). Почетный доктор множества ун-тов. Живя в Англии, У. занимался математикой, логикой, физикой и вместе со своим учеником Б. Расселом подготовил кн. «Principia Mathematica» (Vol. 1—3. Cambridge, 1910—1913) — пионерскую работу по выведению фундаментальных понятий и принципов математики из формальной логики, давшую толчок развитию математической логики в 20 в. По окончании Первой мировой войны У. обратился к тематике философии природы. В работах «Принципы познания природы» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambridge, 1919) и «Понятие природы» (The Concept of Natura. Cambridge, 1920) основным объектом его критики была «ошибка удвоения природы» на опытную и каузальную: естественная наука, считал он, должна быть не спекуляцией о каузальных источниках опыта, а объяснением его содержания, а абстрактные объекты следует определять в терминах наблюдаемых чувственных данных. В работе «Принцип относительности» (The Principle of Relativity. New York, 1922) он сделал вывод, что ломка физических понятий в физике требует существенной ревизии филос. языка и введения новых понятий, в частности рассмотрения объектов не как единичных событий, а как модификации всех событий в потоке, в котором они находятся. Приняв релятивистские выводы теории относительности, У. в то же время исходил из наличия в опыте оснований знания и способности интеллекта к постижению истины. Переезд в США (1924) был вызван усилившимся интересом У. к метафизически-космологической проблематике и созданием филос. системы, дающей синтез знания 20 в. и снимающей дуализмы мира и знания, природы и общества, человека и мира, науки, философии и религии. У. обратился к изучению новых для себя областей: биологии, искусства, литературы, политических теорий, теологии, результатом чего явились публикации: «Религия в созидании» (Religion in the Making. New York, 1926), «Приключения идей» (Adventures of Ideas. New York, 1933), «Модусы мысли» (Modes of Thought. New York, 1938) и др. В 1929 У. опубликовал свой основной труд «Процесс и реальность. Очерк космологии» (Process and Reality. An Essay in Cosmology. New York, 1929), в котором он поставил перед собой задачу вместо «ньютоновской» механистической картины реальности нарисовать, прибегая к спекулятивному методу, организмическую картину с процессуальными и качественными параметрами. Приняв за исходное понятие опыта, он представил его в виде многообразных векторов, в которых задействованы чувства, цели, ценности, составляющие его уникальность. Реальность у него предстает в виде «чувствующих событий», находящихся в континууме времени и самореализующихся в сопряжении со Вселенной. Для ее онтологического описания он создал сложную категориальную систему. С помощью категорий «актуальных событий» и идеальных «вечных объектов» У. объяснял новизну — эмердженцию — как совмещение изменчивости с относительной устойчивостью, количественных изменений с качественными. Отвергнув традиционное христианское представление о Боге, он в то же время ввел понятие бога в космологическую метафизику как изначальную потенциальность новизны и творческое соучастие с миром. Бог выступает также главным гарантом рациональности, знания и истины. У. видел опасность в повороте современной цивилизации на путь выработки все более точного знания. Он был не столько оппонентом жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами. Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость оттого, в какой мере люди будут подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы настоящего в свете вызревающей новизны. Этическая цель «философии организма» У. — помочь людям обрести цельность жизни, участвуя в ее творчестве. В кн. «Цели образования и другие очерки» (The Aims of Education and Other Essays. New York, 1929), во многом перекликаясь с Дж. Дьюи, он проводил мысль, что обучение должно состоять не в пассивном усвоении устоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение проблем и интенсификации воображения. К идее Бога как идеалу блага учащиеся должны подходить через самотворчество: догматические религии в этом отношении — препятствие и в религии, и в образовании. Философия У. очень богата оригинальными идеями, и к ним до сих пор обращаются представители самых различных позиций. Она способствовала утверждению в англо-амер. мысли «процесс-философии». Идея «Бога-процесса» получила дальнейшее развитие в работах его ученика Ч. Хартсхорна — создателя протестантского варианта неоклассической метафизики, у представителей процесс-теологии (Дж. Кобб, С. Огден, Д. Гриффин), у идеалистических философов (Дж. Уайлд, П. Вейс). Введение в математику. СПб., 1915; Science and Modern World. New York, 1925; Symbolism, its Meaning and Effect. New York, 1927; The Function of Reason. Princeton, 1929; Nature and Life. Chicago, 1934; Essays in Science and Philosophy. New York, 1947.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УАЙТХЕД» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»