ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (ок. 1007-1072) — ит. средневековый теолог и философ, кардинал-епископ Остийский. Первый сформулировал положение о том, что философия является служанкой теологии («Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже»). Эту идею детально развил позднее Фома Аквинский: «...Она [теология] не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам». Идея подчиненного положения философии не означала, однако, в эпоху Средневековья принижения философии и ограничения суверенитета разума. Допущение соучастия разума и основанного на нем филос. знания в решении теологических проблем являлось, напротив, высокой оценкой возможностей рационального познания. П. Д., взгляды которого получили широкое распространение на его родине и в Германии, настаивал на самом широком использовании Библии и писаний отцов церкви в борьбе с инакомыслием и ересями. Он существенно способствовал укреплению авторитарности средневекового, и в частности теологического и филос. мышления. Выражая общую, но редко выходившую на поверхность тенденцию своей эпохи, П. Д. ограничивал действие логического противоречия закона: Бог не подчиняется данному закону, поскольку он не подчиняется вообще никаким законам; даже человеческое познание Бога требует соединения несовместимого. Ранее эту идею отстаивал Псевдо-Дионисий (Ареопагит), позднее — Николай Кузанский и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕТР ДАМИАНИ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»